Elim-aj  

 

Кто там зовет
Меня в неведомую даль?
Ты, что ли, эхо !
Деятельность
Общие сведения  |  Государственные символы Республики Казахстан  |  Экономика Казахстана  |  Фото Казахстана

Экономика - Итоги развития Казахстана за 12 лет

Национальное богатство Казахстана

Национальное богатство - важнейший показатель экономического состояния страны, представляющий в денежном выражении совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности. В более широком смысле включает и нематериальные, духовные ценности, которыми располагает общество. Неизменно признавали три источника богатства нации: земля, труд и капитал или совокупность природного, произведенного, и человеческого капиталов. Показателем, характеризующим, как использование всех трех видов капитала, так и их развитие, является Валовой внутренний продукт.

В течение последних пяти лет наблюдаются высокие темпы экономического роста. За 1999-2003 годы рост совокупного валового внутреннего продукта республики составил более 50%, что позволило стать Казахстану одним из мировых лидеров по темпам развития экономики. За этот период экономика Казахстана росла в среднем на 8,9% в год, что заметно выше темпов роста ряда стран СНГ и Восточной Европы, как Россия - 7,1%, Украина - 5,3%, Венгрия - 4,4%, Румыния - 3%, Польша - 2,7% и т.д. Если в 1995 году ВВП Казахстана составлял в стоимостном выражении около 90% от совокупного ВВП других стран Центральной Азии, то на сегодня он более чем в два раза его превосходит. В 2003 году экономика продолжала развиваться высокими темпами и по предварительным данным рост реального ВВП Казахстана в 2003 году составил 9.1%. Рост реального ВВП сопровождался также ростом доходов на душу населения. Если в 1993 г. среднедушевой доход составлял 697,6 долл. США, то в текущем году он приблизился к 2000 долл. США и увеличился за 10 лет почти в 3 раза. Рис.3 Структура экономики Казахстана приближается к современной рыночной структуре с преобладанием сектора услуг и снижением доли сельского хозяйства. Так, доля товаров в 2002 году в ВВП составила 43,8%, а услуг - 49,1%. Одновременно с этим доля сельского хозяйства снизилась с 34% в 1990 году до 8% в 2002 году, доля строительства с 12% до 6,3%. Удельный вес промышленного производства вырос с 27,1% в 1991 году до 29,5% в 2002 году.

Развитие произведенного капитала

В современной экономике произведенный капитал представляют машины, оборудование и сооружения, используемые для производства товаров и услуг, запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также нематериальные активы. В структуре произведенного капитала на конец 2002 года основные средства занимали 85,7%, товарно-материальные запасы - 12,8% и нематериальные активы - 1,5%. Доля нематериальных активов в структуре произведенного капитала увеличилась с 0,3% в 1997 году до 1,5% в 2002 году.

Промышленность

Промышленное производство составляет основу экономики Республики Казахстан. За 1991-2003 годы развитие промышленности складывалось под влиянием внешних и внутренних факторов, оказавших неоднозначное влияние на состояние отрасли. Начиная с 1991 г. по 1995 г. наблюдалось снижение объемов промышленного производства. В 1996-2003 гг. было обеспечено наращивание объемов производства, в среднем за год прирост составил 6,5%. В промышленном производстве ведущую роль занимает горнодобывающая промышленность, которая, начиная с 1999 г. вышла на траекторию устойчивого роста. Высокие темпы производства в отрасли позволили довести среднегодовые темпы прироста за последние пять лет до 13,7%. Среди стран СНГ Казахстан является вторым после России производителем нефти. В промышленной разработке находится порядка 110 нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений. Промышленная добыча нефти производится тридцатью четырьмя нефтедобывающими компаниями. За последние 5 лет обеспечен значительный рост добычи нефти и попутного газа, если в 1991 году в Казахстане добыто более 20 млн. тонн нефти, то в 2003 г. - 45,1 млн. тонн, что является самым высоким показателем за годы независимости республики. В структуре промышленного производства значительную долю занимает обрабатывающая промышленность. В 1991-1998 гг. потеря традиционных рынков сбыта, разрыв хозяйственный связей между предприятиями, а также острая нехватка финансовых ресурсов на обновление основных фондов и развитие производства, явились главными причинами ухудшения показателей работы отрасли в эти годы. Реализация целого комплекса мероприятий, направленных на восстановление отдельных отраслей обрабатывающей промышленности, таких как: политика импортозамещения, реализация отраслевых (секторальных) программ, предоставление налоговых льгот и преференций, позволили, начиная с 2000 г., обеспечить стабильный рост объемов производства. В 2000 г., по сравнению с 1999 г. темпы прироста обрабатывающей промышленности достигли 17,4%. В целом за пять последних лет (1999-2003 гг.) среднегодовой рост составил порядка 10,2%. Быстрыми темпами растет производство транспортного оборудования, химическая промышленность, текстильная и швейная промышленность, переработка сельскохозяйственной продукции. В 2003 году в обрабатывающей промышленности свыше 40% объема обрабатывающей промышленности приходилось на металлургическую промышленность и обработку металлов, более четверти - на переработку сельскохозяйственных продуктов. В последние годы наметилась тенденция роста таких видов продуктов питания, как консервы из мяса; колбасные изделия; масла растительные; молоко и молочные продукты; масло сливочное; мука; сахар; макаронные изделия. Также обеспечен рост производства шампанского, вод минеральных и напитков безалкогольных; коньяков, пива. С 1999 года в производстве кожи и изделий из них, обработке древесины и в производстве изделий из дерева наблюдается устойчивый рост объемов производства, в 2003 году по сравнению с 2002 годом рост составит 40% и 60% соответственно. Одной из важнейших отраслей в республике является перегонка нефти, доля которой в объеме промышленной продукции составляет порядка 5%. Переработка нефти в основном сосредоточена в трех регионах: в Южно-Казахстанской (43,4% республиканского объема), Атырауской (28,5%) и Павлодарской (25,5%). С 1998 г. начат выпуск продуктов перегонки нефти (мазут топочный и газойли) в Западно-Казахстанской области. За 2000-2003 гг. в среднем за год прирост производства нефтепродуктов в республике составил 8,7%.

Сельское хозяйство

За годы независимости в сельском хозяйстве республики произошли коренные изменения: доля негосударственной формы собственности в структуре сельхозпроизводителей возросла с 40% в 1991 г. до 99,9% в 2003 г. Завершены приватизация госхозов и реформирование колхозов, что привело к увеличению числа хозяйствующих субъектов в 11 раз. По состоянию на 1 октября 2003 г. в республике функционировало более 126 тыс. ориентированных на рынок сельскохозяйственных структур, основывающихся, в основном, на частной собственности, в том числе около 122 тыс. крестьянских хозяйств. В государственной собственности осталось всего 84 предприятия против 2,2 тыс. на конец 1991 г. Реорганизованы государственные предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственной продукции: мясокомбинаты, молочные комбинаты, элеваторы, сахарные заводы и другие. Развивается сеть минипроизводств. Сегодня сельхозпроизводителей обслуживают более 5 тыс. предприятий по переработке сельхозпродукции. В частную форму собственности переходят базы по снабжению сельского хозяйства техникой, запасными частями, минеральными удобрениями и средствами защиты растений, предприятия по ремонту сельскохозяйственной техники и другие предприятия, оказывающие сервисные услуги сельскому хозяйству. Осуществляются меры по переводу сельскохозяйственного производства на обязательное страхование от стихийных бедствий. В 2002 г. в республике общая земельная площадь, используемых в сельскохозяйственном производстве, составила 86,5 млн. гектаров, из которой 80,4 млн. гектаров занимают сельскохозяйственные угодья. В целях эффективного ведения сельскохозяйственного производства, рационального землепользования и продолжения преобразований в аграрном секторе страны осуществлены намеченные реформы в регулировании земельных отношений. Реформирование земельных отношений, а именно введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, соединение в одном лице собственника земли и сельскохозяйственного товаропроизводителя обеспечит рациональное использование земель, создаст условия для равноправного развития всех форм хозяйствования, создание и развитие рынка недвижимости, охрану прав на землю граждан и юридических лиц. За 1991-2003 гг. существенно изменилась доля отдельных категорий хозяйств в производстве валовой продукции сельского хозяйства. Если по сельхозпредприятиям она снизилась с 67,5% в 1991 г. до 25,6% в 2003 г., то по хозяйствам населения возросла с 32% до 50,0%, по крестьянским хозяйства с 0,4% до 24,4%. В 1991-2003 гг. в структуре сельскохозяйственного производства происходило постепенное увеличение доли растениеводства. Если в 1991 г. на ее долю приходилось 35%, то в 2003 г. - 57%. В последние годы наблюдается тенденция стабилизации сельскохозяйственного производства. Доля сельского хозяйства в ВВП в 2000 г. составила 8,1%, в 2001 г.- 8,7%, в 2002 г. - 8%. В 1999-2003 гг. средние темпы роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства составили 8,6% в год. Согласно статистике, Казахстан демонстрирует наибольшие темпы роста сельского хозяйства в странах СНГ и Восточной Европы. Государственная поддержка аграрного сектора в соответствии с Агропродовольственной программой, обеспечивается посредством косвенного субсидирования товаропроизводителей. Субсидии выделяются для снижения закупочных цен на семена, племенной скот, минеральные удобрения, средства защиты растений и животных. Обеспечивается льготное кредитование лизинга сельскохозяйственной техники и приобретения ГСМ. В рамках государственной Программы развития сельских территорий обеспечивается финансирование объектов образования, здравоохранения, культуры и водообеспечения сельских населенных пунктов. Расширение посевных площадей, более полное и качественное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий позволило увеличить урожайность и валовой сбор многих видов сельскохозяйственных культур. Начиная с 1999 г. отмечен рост урожайности пшеницы и сахарной свеклы, практически всех видов злаковых, хлопка и табака. Урожайность зерна и зерновых культур в 2003 году составила 10,8 центнера с гектара против 5,6 в 1998 г. Самая высокая урожайность зерновых культур, подсолнечника на зерно и овощей в 2000-2003 годы получена в хозяйствах населения; сахарной свеклы, картофеля и хлопка-сырца - в крестьянских хозяйствах. Валовой сбор пшеницы в 2003 г. по сравнению с 1991 г. возрос почти в 1,7 раза и составил 11,5 млн. тонн, подсолнечника - соответственно в 3 раза и 292 тыс. тонн, хлопка-сырца - на 33% и 387 тыс.тонн.

Кредитование

По состоянию на 1 октября 2003 года создано 58 сельских кредитных товариществ (далее - СКТ) в двенадцати областях республики (Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской). Общий уставный капитал созданных 58 СКТ с участием АО 'Аграрная кредитная корпорация' составляет 942,4 млн. тенге, количество участников - 2020, посевная площадь земельных угодий - 3 007,6 тыс. га. В настоящее время 27 СКТ получили лицензию Национального Банка Республики Казахстан на проведение отдельных видов банковских операций, а остальные проходят процедуру получения разрешения на открытие и лицензии Национального Банка, а также регистрации в органах юстиции. По состоянию на 1 октября 2003 года АО 'Аграрная кредитная корпорация' выделены кредитные ресурсы в сумме 2,4 млрд. тенге. На сегодняшний день погашено основного долга на сумму 694,3 млн. тенге. Просрочек по погашению основного долга и вознаграждения нет. Инвестиционная политика С 1997 года наблюдается тенденция оживления инвестиционной деятельности. Рост деловой активности, благоприятный инвестиционный климат в стране, улучшение конъюнктуры на внешнем и на внутреннем рынках, укрепление финансовых институтов способствовали оживлению инвестиционных процессов. Инвестиционные отношения регулируются основополагающими законодательными актами: 'Об инвестициях', 'О недрах и недропользовании', 'О нефти', 'О налогах и других обязательных платежах в бюджет', 'О таможенном деле' и рядом международных договоров (двусторонние - о поощрении и взаимной поддержке инвестиций - и многосторонние, важнейшим из которых является договор к Энергетической хартии). Эти документы призваны решить проблемы диверсификации экономики в пользу несырьевых отраслей экономики. Наши стратегические намерения на долгосрочную перспективу связаны с постепенным отходом от сырьевой специализации казахстанской экономики. Прямые иностранные инвестиции Благодаря политике открытости и либерализации внешнеэкономических связей, созданию благоприятного инвестиционного климата, Казахстан с 1993 г. привлек почти треть от вложений иностранного капитала во все страны СНГ. С 1993 по 2002 год валовой объем прямых иностранных инвестиций в республику превысил 21 млрд. долл. США. При этом только за последние 2 года их объем составил 8,6 млрд. долларов, что говорит о нарастающей динамике роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику.Показателем растущего международного доверия к возможностям нашей экономики стало также присвоение Казахстану в сентябре 2002 года рейтинговым агентством "Moody's Investors Service" Казахстану кредитного рейтинга Baa3, относящийся к категории инвестиционных. Если в начальный период рыночных преобразований Казахстан в привлечении инвестиционных ресурсов шел на определенные уступки, то в современных условиях к инвесторам предъявляются более повышенные требования. От количества привлекаемых инвестиций республика выходит на новый уровень - их качество. Неуклонно растет количество предприятий с участием иностранного капитала. На 1 ноября 2003г. в РК было зарегистрировано 5338 совместных предприятий (с иностранным участием), 8104 иностранных предприятий. Действовало на данный период 3806 совместных предприятий, 5886 -иностранных.

Инвестиции в основной капитал

В последние пять лет темпы роста инвестиций в основной капитал имеют среднегодовой прирост в 28,4 %. За последние четыре года для получения прироста ВВП на 1 %, требовалось обеспечить прирост инвестиций в основной капитала на 3,7 %. Развитие жилищного строительства В целях создания механизмов финансирования жилищного строительства, привлечения инвестиций в жилищную сферу и приобретения собственного жилья населением в декабре 2000 года введен в действие Закон 'О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан' и соответствующие подзаконные акты. Для решения социальных проблем населения в Казахстане с 2001 года внедрена двухуровневая система ипотечного кредитования. В целях совершенствования механизма ипотечного кредитования и создания условий для привлечения дополнительных инвестиций в жилищное строительство развития долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования, в республике создано ЗАО 'Казахстанская ипотечная компания'. В целях дальнейшего развития системы ипотечного кредитования Национальный Банк в ближайшее время планирует создать Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов, который будет способствовать снижению финансовых рисков кредиторов (инвесторов) на ипотечном рынке. Основным видом деятельности Фонда является гарантирование ипотечных кредитов, включающее в себя меры, направленные на снижение убытков кредиторов (инвесторов) из-за несвоевременного исполнения или неисполнения заемщиками своих обязательств по договорам ипотечного кредитования. Начиная с 1999 года, наблюдается заметное оживление в жилищном строительстве. Отмечается рост ввода жилых домов, так если в 1999 году ввод жилья к уровню 1990 года составлял 14%, то в 2003 году этот показатель составит более 25%. На жилищное строительство в 2003 году будет направлено около 62 млрд. тенге инвестиций, что на 64,6% больше, чем за 2002 год. Будет сдано в эксплуатацию более 2000 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что составит 128,9% к прошлому году. За счет средств населения будет сдано 1375 тыс.кв. метров, что составляет 68,8% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья. Для решения жилищных проблем планируется внедрение новых экономических, и финансовых механизмов в жилищном строительстве и дальнейшее развитие системы доступного ипотечного кредитования.

Транспорт

В настоящее время наблюдается устойчивый рост роли транспортного комплекса в экономике республики. На его развитие направляются значительные государственные инвестиции, поскольку функциональные возможности инфраструктуры, в особенности транспорта и связи, должны опережать темпы развития экономики, создавая необходимые предпосылки для ее ускоренного роста. В Казахстане это приобретает особую актуальность в связи с особенностями его географического положения, удаленностью от основных мировых транспортных потоков. В целом завершено формирование законодательной базы по регулированию деятельности в сфере гражданской авиации, железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, торгового мореплавания. Разработаны и приняты программы развития отраслей на среднесрочный период. Начался процесс реструктуризации железнодорожного транспорта, открывший доступ к инфраструктуре независимых операторов. В международном евроазиатском транзите Казахстан представлен и участвует в трех транзитных направлениях: Европа - Россия - Китай; Европа - Китай (через страны Организации экономического сотрудничества: Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Турция, Туркменистан и Узбекистан); Россия - Центральная Азия. Железнодорожный транзит через Казахстан по данным направлениям оценивается свыше 6 млн. т, автомобильный - 0,1 млн. т. Транзитный региональный потенциал Казахстана чрезвычайно высок, так как торговые связи большинства центрально-азиатских стран с Россией, а также выход на мировые рынки проходят по его территории, располагающей развитыми транспортными коммуникациями, имеющими резерв пропускной способности. За последние годы завершены объекты инфраструктуры - аэропорт г. Астаны, пограничный переход 'Дружба-Алашанъкоу' и железнодорожный участок 'Дружба - Актогай', а также первый этап реконструкции морского порта Актау. Введены в эксплуатацию мосты через реки Иртыш и Урал, железнодорожная линия 'Аксу-Дегелен'. Формируется национальная информационная волоконно-оптическая супермагистраль, которая соединит линиями связи все областные центры страны и обеспечит выход на международные каналы связи. После значительного снижения объемов перевозки грузов в 1992-1998 годах, наметилась тенденция к росту. Ускоренными темпами растут перевозки автомобильным транспортом, так рост в 2003 году к уровню 1998 года составил 58%. Основными перевозчиками на автомобильном транспорте - это предприниматели, занимающиеся коммерческими перевозками. На их долю приходится около 70% всех автомобильных перевозок. В последние годы в связи с бурным развитием нефтегазового сектора возросли объемы транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам. Казахстан обладает сравнительно развитой инфраструктурой транспортировки нефти и газа из добывающих регионов до российских трубопроводных систем, способных обеспечить дальнейший экспорт углеводородов. Важнейшими экспортными нефтепроводами являются: Каспийский трубопроводный консорциум, первая очередь которого была сдана в эксплуатацию в 2001 г. (его пропускная способность составляет 28 млн. т нефти), трубопровод "Узень -Атырау - Самара" и международный торговый порт Актау. Ключевыми транзитными газопроводами являются "Бухара - Урал", "Средняя Азия - Центр". Общая пропускная способность экспортных нефтепроводов составляет более 310 млн. баррелей в год, экспортных газопроводов - 5 млрд. м3 в год, транзитных газопроводов - 110 млрд. м3. Тенденцию к росту имеет динамика пассажирооборота на всех видах транспорта. Опережающими темпами растут объемы перевозки пассажиров автомобильным транспортом. В сфере автомобильных дорог, продолжается реализация Государственной программы развития автодорожной отрасли Республики Казахстан на 2001-2005 годы. Ежегодно увеличивается объем финансовых средств республиканского бюджета, в том числе привлекаемых займов международных финансовых институтов, на развитие автомобильных дорог, внедряются новые прогрессивные ресурсосберегающие технологии. Сданы в эксплуатацию автомобильные дороги 'Багыс-Атамекен', 'Кызыласкер-Кировский', 'Астана-Алматы'. Завершен ремонт автодороги 'Алматы-Хоргос', ведется строительство автодороги 'Риддер - граница республики Алтай'. В 2004 г. намечается завершение строительства железной дороги 'Алтынсарин-Хромтау', реабилитации автодороги 'Алматы-Астана-Боровое'. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Казахстане составляет более 30 км на 1000 км2 территории. Наибольшая плотность автодорог в Северо-Казахстанской области.

Телекоммуникации и связь

Одним из ключевых факторов в перспективном развитии государства является информатизация. В международном масштабе, по оценкам экспертов, Казахстан по уровню информатизации находится пока примерно на 60-70 месте. Но стремительно идет формирование в экономике, государственном управлении, культуре и социальной сфере новых технологических укладов, базирующихся на использовании перспективных информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций, повышение общего уровня информированности населения посредством обеспечения доступа к современным компьютерным технологиям. Число телефонных аппаратов телефонной сети в 2003 году составило 2327 тыс. штук или возросло на 18,8% по сравнению с 1999 годом. Успешно развивается на рынке Казахстана беспроводная связь, объемы которой с каждым годом растут. Широкое развитие получила передача данных по сети Интернет. С каждым годом число предприятий занимающихся этим новым прогрессивным видом связи растет. Количество установок пользователей сети 'Интернет' выросло к концу 2002 года более чем в 150 раз к уровню 1998 года.

Наука и инновации

Республика Казахстан располагает мощным научно-техническим потенциалом. Со времени обретения независимости начался новый этап в развитии науки. Принят Закон Республики Казахстан 'О науке', утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы. Качественный экономический рост не возможен без опережающего развития науки и инноваций. Это является бесспорным фактом. Сегодня развитые страны перешли от индустриального уклада развития экономики к сервисно-технологическому, который основан на передовых достижениях науки и восприимчивости к инновациям. С каждым годом общество увеличивает затраты на проведение научно-исследовательских опытно-конструкторских работ (НИОКР), и эти затраты дают высокую отдачу.

1.2. Развитие природного капитала

Природный капитал - запас природных производственных ресурсов, которыми наделено общество: все запасы в "природных кладовых", которые могут использоваться в производственных целях, включая почву, воду, воздух, полезные ископаемые. Экономический потенциал Казахстана характеризуется богатыми месторождениями минеральных и энергетических ресурсов, большой сельскохозяйственной площадью (около 20% обрабатываемой земли стран СНГ). В области использования природного капитала должна проводиться разумная политика, направленная на эффективное использование природных ресурсов, их защиту и восстановление. Природные ресурсы Казахстана Казахстан богат природными ресурсами. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведано - 70, используется - более 60. Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе место - по запасам серебра, свинца и хромитов, третье - меди, марганца и флюорита, четвертое - молибдена, по запасам золота входит в первую десятку. Казахстан располагает примерно 8% мировых запасов железной руды и около 25% мировых запасов урана. По разведанным запасам нефти Казахстан занимает 13 место в мире. Разведанные извлекаемые запасы нефти и газа по Казахстану на начало 2003 г. составляют 4,6 млрд.тонн, в т.ч. запасы газового конденсата - 331,5 млн.тонн. Запасы нефти на шельфе Каспия составляют 1,6 млрд.тонн, что составляет 38,4% от извлекаемых запасов нефти по состоянию на начало 2003 года. В будущем прирост извлекаемых запасов нефти и газового конденсата будет происходить в основном за счет месторождений на шельфе Каспия. Так, к 2010 году прирост запасов ожидается в размере 2489 млн. тонн, к 2015 году - 3822 млн. тонн и к 2020 году - 5159 млн. тонн. При этом за счет шельфа Каспия к 2020г. прирост запасов составит 4200 млн. тонн. Запасы угля в Казахстане составляют 35,8 млрд. тонн (3,6% мировых запасов). По запасам и добыче угля среди стран бывшего Союза Казахстан занимает 3 место после России и Украины Ресурсы речного стока составляют 100,5 куб.км, из которых только 56,5 куб.км формируются на территории республики, остальной объем поступает из сопредельных государств Распределение земельного фонда Республики Казахстан по целевому назначению: - земли сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан 93,4млн.га (34,3% от всей территории) - земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения 11,1 млн.га (4,1%) - земли особо охраняемых природных территорий 1,2 млн.га (0,4%) - земли лесного фонда 22,2 млн.га (8,1%) - земли водного фонда 3,6 млн.га (1,3%) - земли запаса 118,7 млн.га (43,6%) - прочие земли 22,3 млн.га (8,2%) Общая площадь пахотных земель 30,2 млн.га (11,1%). Общая площадь пастбищных и отчасти сенокосных земель 190 млн.га (69,7%)

Охрана окружающей среды и природопользование

Земля и недра Казахстана, его воздушный бассейн и водные ресурсы, богатейшая флора и фауна нуждаются в эффективной системе государственной защиты. Принят ряд основополагающих законодательных актов, регулирующих вопросы государственного управления в области охраны природы и природопользования: 'О земле', 'Об охране атмосферного воздуха', 'Водный кодекс', Об особо охраняемых природных территориях', Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015гг. Наблюдаются положительные тенденции в инвестиционной деятельности по охране окружающей среды. В 2002 году в республике на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов предприятиями и организациями всех форм собственности было использовано 21,8 млрд. тенге, что более, чем в 3 раза больше, чем в 2000 году. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников в 1991-2002 годах уменьшились в республике почти в 2 раза и за 2003 год расчетно их объем составит 2715 тысяч тонн. Утверждена отраслевая программа 'Питьевые воды' на 2002-2010 годы, реализация основных мероприятий которой будет способствовать улучшению экологического и санитарно-гигиенического состояния водных объектов и качества потребляемой питьевой воды. В соответствии с Концепцией экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015гг. будет принята и реализована программа охраны окружающей среды на 2005-2007 годы, разработаны законодательные акты, направленные на регулирование вопросов охраны окружающей среды, экологического страхования, отходов производства и потребления, экологического аудита, создана система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.

1.3. Развитие человеческого капитала

Человеческий капитал - способность людей к участию в процессе производства, их знания, опыт, трудовые навыки. Инвестициями в человеческий капитал считаются затраты на здравоохранение, образование, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности людей. В современном мире, как показывает практика, успех в экономике обеспечивается только новыми знаниями и технологическим прогрессом. Сегодня, чтобы добиться успеха, необходимо вкладывать капитал в самый главный ресурс - человеческий. Только так экономика сможет лучше всего воспринять и осуществить инновации. Страна, способная достаточно быстро создавать и осваивать новые информационные, производственные, научные и другие технологии, сможет достойно конкурировать на мировых рынках сейчас и в будущем. Обобщающим показателем развития человеческого капитала в мировой экономике является индекс человеческого развития (далее - ИЧР), который представляет собой среднеарифметическое значение из индексов уровня образования, доходов и продолжительности жизни населения. За период с 1990 по 1995 год индекс человеческого развития в Казахстане снизился на 50 пунктов. Это было обусловлено снижением ожидаемой продолжительности на 4,6 года, сокращением производства ВВП на душу населения на 1776 долларов США по ППС, сокращением охвата обучением на 7 процентных пунктов (при росте уровня грамотности взрослого населения на 1 процентный пункт). Наиболее низкое падение ожидаемой продолжительности жизни при рождении наблюдалось в 1995 году, когда она составила всего 63,5 года. В 2001 году, по данным Всемирного отчета о человеческом развитии за 2003 год, Казахстан имел ИЧР на уровне 0,765, сравнимом с ИЧР Румынии (0,773) и Саудовской Аравии (0,769), занимая 76 место среди 175 стран мира и поднявшись на 3 места вверх по сравнению с предыдущим годом. Расчеты показывают, что рост индекса человеческого развития на 1%, приводит к росту ВВП на 5,8%. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 65,8 лет до 75 лет к 2020 году, по оценке может обеспечить рост индекса ожидаемой продолжительности жизни на 153 пунктов (с 0,680 до 0,833), удвоение производства ВВП на душу населения - увеличить индекс дохода на душу населения на 116 пунктов (с 0,716 до 0,831). Обеспечение 100-процентного охвата обучением населения в возрасте 6-24 года позволяет увеличить индекс доступности образования на 50 пунктов (с 0,937 до 0,997). В совокупности, это позволит увеличить ИЧР Казахстана до современного уровня человеческого развития Барбадоса и Сингапура (27-28 место), Италии, Израиля и Португалии (21-23 место).

Население и трудовые ресурсы

Численность населения страны на начало 2003 года составила 14862,5 тыс. человек, из них 8416,2 тыс. человек (56,6%)- городских и 6446,3 тыс. человек (43,4%) - сельских жителей. С 1999 года в стране наблюдается сокращение числа эмигрантов и увеличение числа иммигрантов, а с 2000 года увеличение естественного прироста населения за счет повышения рождаемости. Это привело к тому, что с 2002 года естественный прирост населения превысил миграционную убыль на 16,5 тыс. человек, а за 11 месяцев 2003 года - на 81,9 тыс. человек и на 1 декабря 2003 года численность населения страны составила 14944,4 тыс. человек. В разрабатываемом согласно Посланию Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 4 апреля 2003 года проекте Программы демографической и миграционной политики Республики Казахстан на 2004-2010 годы определены цели и задачи по стабилизации и устойчивому демографическому развитию страны путем принятия мер по улучшению состояния здоровья населения, в том числе репродуктивного здоровья, стимулированию рождаемости, снижению смертности населения, укреплению института семьи, регулированию миграции. Большое внимание уделяется вопросам возвращения этнических казахов на свою историческую родину и их интеграции в казахстанское общество. По данным Агентства по миграции и демографии на 1 апреля 2003 года 166 993 человека получили гражданство Республики Казахстан. Подъем экономики дал новый импульс занятости населения. С 1999 года отмечается стабильное увеличение численности занятого населения. Благодаря динамичному развитию частного сектора и малого предпринимательства сформировалась новая категория занятых - самозанятое население: это работодатели, члены производственных кооперативов, занятые на индивидуальной основе и работники семейных предприятий. Повышение благосостояния населения Повышение уровня и качества жизни населения является важнейшей задачей социальной политики республики на современном этапе общественного развития. Тенденции снижения уровня жизни в первой половине 90-х годов имели место в связи с объективными трудностями переходного периода. Изменение качества жизни казахстанцев в сторону улучшения в последние годы отражает позитивное влияние экономического роста. Реальные среднедушевые денежные доходы населения в 2003 году по сравнению с 1995 годом увеличились в 2 раза. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника выросла в 2003 г. по сравнению с 1995 г. (по оценке) в 4,9 раза. С улучшением макроэкономической ситуации и снижением инфляционных процессов наблюдается рост реальной заработной платы. В 2003 году по сравнению с 1995 годом увеличение составило 1,8 раза. Реальная заработная плата также растет высокими темпами - в последние два года прирост (по оценке) составил 19%. Реальный размер средней пенсии за 1995-2002 г.г. вырос в 1,4 раза. Рост уровня располагаемых денежных доходов и относительная стабилизация уровня цен на товары длительного пользования обусловили рост платежеспособного спроса населения. Вследствие этого наблюдается увеличение обеспеченности населения некоторыми видами товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения по сравнению с 1985 годом.

Снижение бедности и безработицы

Одним из важнейших направлений в социальной политике государства на современном этапе развития Казахстана становится реализация мер по снижению уровня бедности населения. В направлении снижения бедности в Казахстане проведена большая работа. Приняты и реализуются 75 государственных и отраслевых программ, которые прямо или косвенно связаны с улучшением жизненного уровня населения. Реализована Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы. В целях дальнейшей работы для решения проблем бедности принята Программа по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2005 годы, предусматривающая комплексный подход к решению данной проблемы путём содействия занятости граждан, улучшения доступности среднего общего образования и услуг здравоохранения, повышения адресности социальной помощи и реализации других мер в рамках действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых программ, прямо или косвенно решающих вопросы снижения бедности. На реализацию этих программ предполагается выделение средств из республиканского и местных бюджетов в объеме свыше 610 млрд. тенге. Улучшается ситуация в области занятости населения. Общая численность населения, занятого экономической деятельностью имеет устойчивую тенденцию роста. По сравнению с 1999 годом количество занятых в экономике возросло почти на 831,8 тыс.чел. и достигло 6,9 млн. человек, а уровень безработицы снизился с 13,5% в 1999 году до 9,3% в 2002 году и 8,8% в 2003 году.

Социальное обеспечение населения

Несмотря на объективные трудности и издержки, сопровождавшие трансформационный период, стране удалось за сравнительно короткий период времени сформировать сбалансированную социальную систему с эффективным государственным регулированием, адекватным принципам рыночного хозяйствования. Республика одной из первых на постсоветском пространстве перешла от государственной 'солидарной' к накопительной системе пенсионного обеспечения, приняв 1 января 1998 года Закон 'О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан'. Накопительная пенсионная система, формируется на трех уровнях: государственном, обязательном индивидуальном и добровольном, что предусматривает наличие: - базовых пенсий, призванных обеспечить материальный минимум граждан при достижении установленного пенсионного возраста; - трудовых (страховых) пенсий - за счет накоплений обязательных отчислений граждан; - добровольных пенсий - за счет добровольных взносов работающих или их работодателей. На 1 сентября т.г. участниками накопительной пенсионной системы стали 5,9 млн. человек (включая активных и пассивных вкладчиков), что составляет 79,0% занятого или 72,6% экономически активного населения республики. В области пенсионного обеспечения прослеживается рост размеров минимальной и средней пенсий. Завершается дифференцированное повышение пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионеров. С 1 июля 2003 года осуществлено дифференцированное повышение размеров пенсионных выплат в зависимости от трудового вклада пенсионеров. Повышенные размеры пенсий получили более 1 млн. пенсионеров или 63% их общего количества. Средний размер увеличения пенсионных выплат составил по республике около 2300 тенге. В результате перерасчета пенсий почти вдвое сократилась численность пенсионеров, получавших наименьшие пенсии в пределах 5000 -6000 тенге, средний размер пенсий вырос на 23,4% (с 6485 тенге до 7927 тенге). Почти в два раза увеличилась доля пенсионеров, получающих пенсию в размере от 6000 до 12000 тенге. Законодательство по пенсионной реформе в республике подкреплено дополнительными актами по социальной защите населения, которые предусматривают социальные пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту. Социальная защита населения приобретает адресный характер. Разработана и внедрена автоматизированная система назначения адресной социальной помощи и создана база данных по малообеспеченным семьям. Доля малообеспеченных граждан, доходы которых находятся ниже черты бедности постепенно сокращается. По данным обследований материального положения семей на 1 января 2002 года она составляла 10,6%, на 1 января 2003 года - 8,7% и по состоянию на 1 июля 2003 года сократилась до 6,6%. С 1 января 2003 года восстановлены единовременные пособия по случаю рождения ребенка. С 2005 года предполагается введение пособия по уходу за ребенком до 1 года. Проводится целенаправленная работа по реабилитации и интеграции инвалидов, одной из целевых групп, особо нуждающейся в социальной защите, в общество, численность которых составляет 407,8 тыс. человек. Содействие реабилитации и интеграции инвалидов в общество осуществляется в рамках Программы реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы. Для социальной поддержки одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан в республике функционирует 75 домов-интернатов для престарелых и инвалидов. На полном государственном обеспечении в них проживает более 16 тыс. человек. Кроме того, действуют 326 отделений социальной помощи на дому, которые обслуживают более 34 тыс. человек.

2. Обеспечение устойчивости экономики

2.1. Финансовая система

Развитие финансового сектора экономики является одной из приоритетных задач любого государства. Так, в Казахстане за последние несколько лет проводится активная работа по совершенствованию и укреплению устойчивости сегментов финансовой системы и повышению доверия населения к финансовым институтам. Национальный банк Казахстана последовательно проводит политику внедрения международных стандартов в банковском секторе РК. Как следствие, на данном этапе Казахстан уверенно входит в мировое экономическое сообщество и по многим параметрам финансового развития опережает другие страны СНГ, приближаясь к странам Восточной Европы. Уровень инфляции в 2003 г. составил 6,8%, тогда как в 1999 году он равнялся 17,8%. Денежно-кредитная политика и развитие финансового сектора Денежно-кредитная политика играет важную роль в обеспечении высоких темпов экономического роста. С 2001 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением. Это связано с достижением в стране макроэкономической стабильности и позволяет осуществлять прогнозы и разработку стратегических направлений на более длительный период с учетом ситуации в экономике и на финансовых рынках. Важным направлением денежно-кредитной политики Национального Банка в ближайшие годы объявлена подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования. Золотовалютные резервы Национального Банка за 10 лет выросли более чем в 10 раз и на 1 сентября 2003 года составили около 4,6 млрд. долл. США (на момент введения тенге - 452 млн. долл.). Банковский сектор является самым большим и быстроразвивающимся сегментом финансовой системы. На сегодня банковский сектор Казахстана среди стран СНГ международными организациями и рейтинговыми агентствами признан самым реформированным, финансово-устойчивым и динамично развивающимся. С 2003 года все 35 банков Казахстана работают по международным стандартам финансовой отчетности. Совокупный собственный капитал банков составил 198,6 млрд. тенге (в эквиваленте 1,3 млрд. долл. США), совокупные активы - около 1,5 трлн. тенге (10 млрд. долл.). Около 58% активов банков размещаются в виде кредитов экономике. В стране функционируют развитые кредитный и депозитный рынки. На фоне продолжающегося роста ресурсной базы кредитование экономики для банков стало приоритетным видом операций. На 1 октября 2003 года кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики составили 924,2 млрд. тенге, тогда как в 1996 году данный показатель находился на уровне 60,9 млрд. тенге. Позитивные изменения произошли в структуре кредитов по срокам. Наблюдается постоянная тенденция роста доли средне - и долгосрочных кредитов по сравнению с краткосрочными кредитами. По данным на октябрь 2003 года средне и долгосрочные кредиты выросли до 574,9 млрд. тенге, тогда как в 1997 году данный показатель составлял всего лишь 20,4 млрд. тенге. Таким образом, удельный вес средне и долгосрочных кредитов увеличился с 28,6 % в 1997 году до 62,2 % в октябре 2003 года. Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение ставки рефинансирования, в целом способствовала снижению ставок по банковским кредитам. Средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам юридическим лицам в тенге снизилась с 30,0 % в 1997 году до 15,6 % в 2002 году, по кредитам в иностранной валюте - с 18,5% до 13 %. На сегодняшний день ставки по кредитам в Казахстане одни из самых низких в СНГ. При средневзвешенной ставке по кредитам в Казахстане 13%, в России эта цифра составляет 13,4% , Украине - 17,9%, Беларуси и Кыргызстане - 27%. Быстрыми темпами растут депозиты населения в банках второго уровня, способствуя пополнению ресурсной базы банков и роста их кредитного потенциала за счет притока внутренних сбережений. Такие меры Национального Банка как введение института банковской тайны, системы страхования депозитов способствовали повышению доверия населения к банковской системе. Так за период с 1997-2003 годы наблюдается непрерывный рост депозитов. Общий объем депозитов резидентов на конец октября т.г. составил 759,1 млрд. тенге. По размеру вкладов на душу населения в настоящее время Казахстан среди стран СНГ уступает только России. Позитивные изменения произошли в структуре депозитов по видам валют: темпы роста депозитов в национальной валюте носили опережающий характер по сравнению с депозитами в иностранной валюте. Так, рост депозитов в тенге в 2003 году к началу года составил 62,2 %, тогда как рост депозитов в валюте составил 1,6 %. Рост депозитов в национальной валюте свидетельствует о повышении доверия граждан к национальной валюте и банковской системе в целом. Проблема долларизации экономики все больше утрачивает свою актуальность. И немаловажную роль в этом играет эффективная банковская система и денежно-кредитная политика, направленная на сохранение низких темпов инфляции и стабильного обменного курса национальной валюты. Международные финансовые организации высоко оценивают платежные системы Казахстана, которые отвечают практически всем принципам, разработанным Банком Международных Расчетов (BIS) для системно значимых платежных систем. Большой прогресс наблюдается в развитии платежных систем, обслуживающих пластиковые карты. Число карточек, выпущенных казахстанскими банками, достигло 1,8 млн. штук, то есть почти четверть экономически активного населения имеют платежные карточки. Реализация Программы создания Национальной межбанковской системы платежных карточек позволит создать единое платежное пространство по обслуживанию населения и торгово-сервисных предприятий с использованием электронных денег. Реализуется Программа либерализации валютного режима на 2003-2004 годы, которая создаст предпосылки для перехода к рыночным формам контроля за потоками капитала. Для снижения возникающих при этом рисков в банках, накопительных пенсионных фондах и страховых компаниях будут внедряться внутренние системы управления рисками.

Фискальная политика

Фискальная политика играет важную роль в обеспечении стабильности финансовой системы страны, оказывая влияние на многие макроэкономические переменные, такие как уровень инфляции, величина процентных ставок, инвестиции и другие. В развитие системы гармонизации бюджетного и стратегического планирования на этапе планирования бюджета предлагается разрабатывать среднесрочную фискальную политику Правительства. В новой редакции фискальной политики предлагается переход на бездефицитный бюджет и значительное сокращение размера правительственного долга. Это создаст значительный задел прочности в области проведения бюджетной политики.

Налоговая политика

Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. С 2002 года в республике действует новый Налоговый кодекс, укрепивший концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере. Налоговым кодексом были закреплены принципы стабильности налогового законодательства и единства системы налоговых льгот. В соответствии с этим из законодательства были исключены нормы по предоставлению льгот индивидуального характера для конкретного налогоплательщика. В последние годы доходы бюджета составляют в среднем 22-23% ВВП, что является показателем сравнительно небольшой налоговой нагрузки. Этому способствовало снижение ставок НДС и совершенствование методологии его взимания, уменьшение ставки социального налога, ввод специальных налоговых режимов, освобождение социальной сферы и некоммерческих организаций от корпоративного подоходного налога. В целях стимулирования развития производства товаров и услуг проводится политика по снижению налогового бремени. В настоящий момент принят закон по внесению изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Республики Казахстан, которым предусматривается снижение налоговой нагрузки на заработную плату, снижение ставки налога на добавленную стоимость, снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса, введение отдельного налогового режима для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, основной деятельностью которых является создание и развитие современных технологий, совершенствование налогообложения нефтяных операций.

Бюджетная политика

Правительство провело значительную работу в области совершенствования бюджетной системы. Осуществляется формирование программного, целенаправленного бюджета, отражающего приоритеты социально-экономического развития страны. Бюджет разделен на текущий бюджет, за счет которого осуществляются программы, направленные на выполнение текущих нужд государства, и бюджет развития, включающий расходы на инвестиции в экономику, в том числе на инфраструктуру, градостроительство, информатизацию, науку, подготовку кадров. В этом году в Казахстане разработан Бюджетный кодекс, целями которого являются, прежде всего, объединение и систематизация правовых норм действующего законодательства, регулирующих бюджетные отношения, установление целостности системы бюджетных отношений с едиными принципами и правилами, определение участников бюджетного процесса и их полномочий, систематизация бюджетного устройства и бюджетного процесса. В настоящее время государство контролирует дефицит бюджета, который в 2002 году составил 0,3% к ВВП, на 2004 год планируется в размере 1,9% к ВВП, на 2005 г. - 1%, на 2006 год - 0,5%. Происходит расширение текущих и капитальных инвестиций в социальную сферу, здравоохранение, образование. С учетом того, что доходы бюджета в значительной степени зависят от поступлений от сырьевого сектора, истощающего невозобновляемые ресурсы страны, сбережение доходов от сырьевого сектора в Национальном Фонде Республики Казахстан позволит обеспечить равномерный уровень потребления для нынешних и будущих поколений. Накопления в Национальном фонде позволят в долгосрочном периоде, когда исчерпаются минеральные сырьевые ресурсы страны, получать Правительству Казахстана адекватный инвестиционный доход от активов, вложенных в акции и другие ценные бумаги мирового финансового рынка. Накопления Национального Фонда к концу текущего года превысят 3 млрд. долл. США.

2.2.Структурно-институциональные реформы

Управление государственным имуществом и приватизация

Особое место в реализации программ стабилизации экономики и развития социально-экономических реформ занимает разгосударствление и приватизация государственной собственности. За 1991-2002 годы в целом по республике Комитетом госимущества и приватизации и его областными подразделениями приватизировано 38,6 тыс. объектов государственной собственности, в том числе 6,6 тыс. объектов в 1991-1992 годах, более 30 тыс. объектов приватизировано за 1993-2002 годы. В разрезе отраслей экономики наибольшее количество предприятий было приватизировано в сфере торговли и услуг (более 13 тыс. объектов или 33,9% от общего числа приватизированных предприятий), промышленности и сельском хозяйстве (2,5 и 2,6 тыс. объектов соответственно). За период реформ и приватизационных процессов в республике создана основа для становления частного сектора экономики - одного из факторов эффективного функционирования рыночной экономики.

Совершенствование государственного управления

В рамках совершенствования государственного управления, в соответствии с приоритетами, обозначенными в долгосрочной стратегии развития страны, проведено реформирование государственной службы. Для реализации поставленных задач были определены следующие основные цели: формирование профессионального аппарата, способного удовлетворить потребности общества, каждого гражданина, построение модели государственной службы, в которой карьерный рост служащего основывается исключительно на его заслугах, и создание механизма реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе. В целях повышения профессионализма и стабильности государственной службы, стимулирования карьерного роста, усиления мер социальной и правовой защиты административных государственных служащих при ликвидации или реорганизации государственного органа, разработан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О государственной службе" Совершенствование государственного управления предполагает создание оптимальной структуры Правительства и совершенствование системы и методов государственного управления. В настоящее время проведена ревизия действующего законодательства, в результате которого подготовлен законопроект 'О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления', предусматривающий внесение изменений в 128 законодательных актов. Продолжится процесс передачи центром отдельных функций и полномочий, а также ответственности в решении большинства вопросов территориального развития местному уровню государственного управления, прежде всего функций в хозяйственной сфере, а также отдельных контрольно-надзорных функций. При этом акцентируется внимание на расширении самостоятельности и четком закреплении в законодательстве полномочий районного (городского, областного значения) уровня управления в решении вопросов социально-экономического развития регионов. Перенос центра проводимых реформ на нижние уровни государственного управления позволит Акимам сельских округов и поселков самостоятельно решать и регулировать вопросы местного значения, гибко реагировать на потребности населения. Успешная реализация поставленных задач позволит сформировать эффективную, адаптированную к углубляющимся рыночным преобразованиям систему государственного управления, способную динамично развивать экономику страны и повысить благосостояние народа.

Развитие малого предпринимательства и конкуренции

Исключительно важное значение для государства имеет создание благоприятных условий для развития частного сектора на собственной основе. Активные приватизационные процессы в начале 90-х годов создали в стране базу для становления и развития малого предпринимательства. Развитие малого бизнеса в республике стало одним из индикаторов успешного формирования экономики. В структуре ВВП на начало 2003 года доля малых предприятий составила 19,9% или увеличилась почти в 3 раза по сравнению с 1998 годом. Доля малых предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов Казахстана неуклонно возрастает и в 2003 году достигла 93,3% (для сравнения - в 1998 году 86,6%).

2.3. Внешнеэкономическая деятельность

За прошедшие годы значительно упрочилась внешняя позиция Казахстана и улучшилось состояние платежного баланса страны. Если экспорт в 1992 году составлял 3,6 млрд. долл. США, то в 2002 г. он достиг рекордного уровня- 10 млрд. долл. США (с учетом неорганизованной торговли), превысив дореформенный уровень 1991 года. В 2002 году внешнеторговый оборот Республики Казахстан достиг 17,4 млрд. долл. США (с учетом неорганизованной торговли), что составляет 70% от ВВП. Сальдо торгового баланса сложилось положительным в Казахстане в размере 3,6 миллиардов долларов США. За 1995-2003 годы объем внешнеторгового оборота, по предварительным данным, возрос в два раза и составил 20800 млн. долларов США (по данным таможенной статистики).

Участие в международной экономической интеграции

Формирование условий для взаимовыгодной интеграции страны в мировую экономику, рационализации ее роли в системе международного разделения труда является одним из основных приоритетных направлений внешнеэкономической политики Казахстана. В числе других важнейших мероприятий прошедшего периода необходимо отметить получение статуса наблюдателя в отдельных комитетах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), повышения кредитного рейтинга Казахстана по линии ОЭСР, а также активное вовлечение республики в процесс послевоенной реабилитации экономики Афганистана с последующим направлением торговой миссии Казахстана в эту страну. Проведение Года Казахстана в России и Года России в Казахстане будет способствовать усилению экономической интеграции двух стран. Сотрудничество с Российской Федерацией продолжает оставаться приоритетным направлением во внешнеэкономической политике республики, и в свою очередь, акцент в данном сотрудничестве будет направлен на создание совместных проектов в реальном секторе экономики, включая военно-промышленный комплекс. В проекте Плана работ ЕврАзЭС до 2006 года заложен комплекс мероприятий по созданию единой таможенной зоны, подготовке нормативной базы для перехода к единой валюте в государствах-участницах. Особенно тесное сотрудничество в ближайшие годы предполагается с Кыргызстаном. проект Соглашения об углублении сотрудничества между двумя государствами находится на согласительном этапе. В рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) также предполагается создание таможенного союза, проведение единой торговой политики по отношению к третьим странам и обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Вступление Казахстана в ВТО является одним из важных шагов на пути интеграции Казахстана в мировую экономику и может стать одним из мощных факторов повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста. В целях приближения вступления Казахстана в ВТО проводится последовательная политика либерализации внешнеэкономической деятельности. Для вступления Казахстана в ВТО создано важное условие: ему присвоен статус страны с рыночной экономикой, что позволяет оценивать себестоимость его продукции при антидемпинговых расследованиях по фактическим затратам, а не по 'вмещаемой' себестоимости. На сегодняшний день Казахстан ведет внешнюю торговлю со 135 странами-членами ВТО.

Посольство Республики Казахстан в Российской Федерации, 2004

    Версия для печати

       
    Elim-aj, все права защищены.
    ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
    Движок: Amiro CMS