Elim-aj  

 

Кто там зовет
Меня в неведомую даль?
Ты, что ли, эхо !
Деятельность
Олень - символ нашего центра.  |  Жамбыл Жабаев  |  Откуда произошли казахи  |  Поэт и переводчик Петр Борковец.  |  Моцарт и Чехия  |  Ян Пернер - отец и жертва идеи чешской железной дороги  |  Замок Кафки  |  Ян Гус, или О жертве, правде и реформе орфографии  |  Карел Чапек  |  Дом доктора Фауста  |  История Праги  |  День чешской государственности  |  О фильме "Кочевник"  |  В Чехии популярна восточная культура  |  Дети из Казахстана поют в Праге  |  Праздник казахского народа Наурыз  |  Кто такие казахи  |  Средняя Азия глазами чешского путешественника.  |  "Гордость нации"  |  Праздник нового дня


Откуда произошли казахи.

Казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя),от народа Тукю (по-китайски), т.е тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, означает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбеков утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы - из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слова "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын-т.е. наши прямые предки. В последствии Чингисхан покорил всех татар и монголов и поделил весь (плененный)народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингизхана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек-потомок Джучи-принял ислам,все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргызами и казахами. В ту пору наименование"казах"носили не только три казахских жуза, но и другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях, стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами. В конце концов наименование"казах"закрепилось за ним одними. В самом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от колена от пророка Адама до наших дней, не существует. Даже от Аз-Жанибека ло нынешних дней о предках наших существует как правдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для нас интересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказанным родословным книгам. итак: ...после смерти Джучи-старшего сына Чингизхана, вместо него на ханский престол воссел Бату (сын Джучи). Русские называют его-Батый.Другое имя его-Саинхан. В 1242 г.он подчинил себе всю Русь. После Бату ханом был брат его Бурге. Еще до Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. По этому земля их называться Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге хана ханство это было разделенно на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду. Золотой Ордой, которой подчинялись все другие, правил Бурге хан. Ханом Белый Орды был сын Джучи Шаибан. Ханом Синей Орды - сын Джучи Токай-Темир. Наш Абильмансур Аблай - потомок Токайтемира. Вышеупомянутый Бурге хан принял ислам и стал называться Береке ханом. Примеру брата последовал Токаи-Темир, также став правоверным. На место Бурге хана каганом становится сын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтагу. Его сменил хан Озбек, сын Тогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "вера нам от Озбека осталась".По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками. Ставка хана Золотой Орды-столица улуса Джучи-и по сей день находится на берегу Едиля между Астраханью и Саратовым. Это-город Царев. Ногайцы прозвали его Сарай, русские же на свой лад-Царев. В ту пору местом обитания казахов была нынешняя Сары-Арка. В 1446г. после смерти джучида Мухаммеда Великого (Ормамбет хана)в борьбе за престол потомки Джучи раскололи (империю Тимура) на мелкие удельные ханство. Настоящее имя Улы Мухамеда-Темир. Как уже говорилось выше, одно время восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов, правил хан Абулхаир. Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек. Он был в подчинении хана Абулхаира. Настоящее имя его-Абу Сагид. Он из потомков Токай-Тимура, но ханской крови. В 1455г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем, будучи в обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из Чагатайского рода, что стоял на р. Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так. ...дальный предок аргынов-прославленный Даирходжа был любимым судьей хана Абулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием. Другим любимцем Абулхаира был Кара-Кипчак Кобланды-батыр. Акжол бий и Кобланды батыр втайне ненавидели друг-друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием передать убийцу согласно закону шариата мучительной казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кипчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кипчаков кун (выкуп за убийство), равный куну трех человек. Но Аз-Жанибек, разгневанный решением хана, откочевывает от него со всем своим элем. С той поры и осталась поговорка среди казахов:"И зачем тебе, мой милый, было связываться с Кара-Кипчаком Кобланды!".Так, по преданию, воскликнул отец Даир-ходжи, Кидан-тайши, проливая слезы над трупом сына. Звали его Кидан, тайши-поэт, певец. Вот почему казахи говорят, что дальний предок аргынов-прославленный акын Котан. Ёще одно свидетельство тому-стихи, сочиненные аргыном Жанак-акыном в споре с уаком Жаркын-бием. Когда Жаркын-бий спросил его, а были ли в твоем роду поэты, так ответил ему Жанак: Когда вышеупомянутый Аз-Жанибек решил увести казахов на юг, то тогда, говорят, все самые знатные люди казахов и ногайцев долго-долго прощались со слезами на глазах. Об этом есть печальный кюй, известный среди домбристов, который они обычно начинают словами: "Когда хан Орманбет умер, когда раскололась десятиплеменная Ногайская Орда, вот как оплакивали разлуку ногайцы и казахи..."До ухода казахов с Аз-Жанибеком, еще до того как они стали называться казахами, народ наш составляли роды: аргын, найман, керей, канлы, кипчак, уйсын, дулат. Все они и ныне имеются в составе других тюркских народов. когда казахи отмежевались от остальных,те же роды составили новые этнические группы, известные сегодня как ногайцы, башкиры, узбеки. А наши казахи, которые разделяются нынче на три жуза, на самом деле являются потомками небольшого числа людей. Сами казахи так описывают разделение на три жуза: ...после того как хан Аз-Жанибек отдал казахов в подчинение чагатайским правителям Кашгарии, казахами и другими кочевыми племенами правил сын Жунус-хана Ахмет-хан, брат его Жанеке (настоящее имя Махмуд) сидел ханом в Ташкенте. Ахмет-хан составил из казахских джигитов войско для битвы с калмаками, которые разбил на три крыла и назвал их: Великий Жуз (Старший), Средний Жуз и Младший Жуз. За частые набеги на них калмаки прозвали хана Ахмета -Алашы, что значит "душегуб". Прослышав об этом, хан Ахмет приказал казахам для устрашения калмаков отныне, нападая на врага, издавать клич:"Алашы!" Так этот боевой клич стал знаменем казахов. Отсюда поговорка: "когда Алаш Алашем, когда ханом над нами был Алашы, о, чего мы только не сделали калмакам!". В 1499г.,когда Аз-Жанибек, как уже было сказано выше, рассорился с ханом Абулхаиром, внук последнего Шайбак-хан отвоевал Бухару и Самарканд у потомков Амир-Темира. Когда же он в 1508г..захватив весь Мавреннахр, подступил с войском к стенам Ташкента и правивший казахами Ахмет-Алашы-хан вместе со своим братом Жанеке-Махмудом решили дать бой Шайбаку на Уратобе, казахи сказали-де: "Чингизхан еще при жизни отдал нас в улус Джучи. Чагатай не наших кровей, таджики и сарты не родня нам, озбек - вот кто наш брат, сарт-жертвенник", и перешли на сторону Шайбака. В той битве победил Байбак-хан, убил Жанеке-Махмуда и брата его Ахмет-Алашы-хана, и казахи что были в подчинении чагатаидов, вновь воссоединились с основной массой казахов. Сведения об этом есть в книгах Абулгази бахадур-хана, следовательно, (в этом случае) устные рассказы казахов соответствуют истине. К тому времени ханом казахов стал Касым, а подчиненный ему народ составил 1 миллион человек." Столбовая дорога Касым"("каска жол")-так запомнили в народе время правления хана Касыма. Именно он сумел впервые объединить казахов в единое ханство и упрочить его. Вслед за ним ханом стал сын его (Шигая) Тауекел. В 1598г..сигаи-хан отобрал у наследников Шаибака Ташкент и обосновался в Туркестане. но несмотря на это управлять оседлым (городским)населением кочевому люду оказалось на под силу. К тому же не давали покоя бежавшие сюда (в эти края)от притеснения моголов калмаки. Так, при хане Тауекеле Шаибаниды вновь овладели Ташкентом. Ханом их тогда был Турсун-махмуд. На место вышеназванного Тауекеля сел хан Есим. "Высокорослый Ер Есим. "как прозвали его в народе. Он продолжил (политику) Касыма (известную под названием) "каска жол". Время его правления получило название"древни дороги хана Есима".В 1628г. Есим хан убил хана Турсуна-Махмуда и разграбил эль катаганов. вот что известно об этом:...Абулгази Бахадур-хан, автор известной нам"Родословной тюрок",в результате борьбы между родственниками за ханский престол и раскола ургенчских узбеков на три лагеря, по его словам, был вынужден искать убежище у Есим-хана.В это самое время Есим убивает хана Турсуна и нападает на катаганов. Искавший защиты Абулгази, видя такое положение дел, испросив расрешения уесим хана, возвращается к своим. Если это так, то жена нашего девятого предка Сары-дочь хана Турсуна. Выходит, Конырбике была привезена в том самом 1628 году. Казахи рассказывают об этом следующее: ...Али, родной брат нашего предка сары, батрачил у одного сарта (таджика),Услышав (весть)о том, что хан Есим убил Турсуна-хана катаганов и вновь завладел Ташкентом, он, взяв двух откормленных коней этого сарта, бежит на родину. По дороге ему встречаются дочери Турсун-хана, которые, будучи в пути, еще ничего не знали о смерти своего отца. Ничем не выдав себя, Али приезжает домой и, прихватив с собой несколько товарищей, вновь возвращается (той же дорогой).Захватив(дочерей Турсун-хана) Айбике, Нурбике, Конырбике со всей свитой, обозом, шатрами, отдает Аибике своему товарищу, Нурбике со всем имуществом, шатрами и свитой оставляет себе, а Конырбике отдает старшему брату Сары. Вот от этой Конырбике и родятся наши предки пятого колена-Кишик и Мамбет-Софы. После Есима ханом стал его сын-Жахангер, казахи называли его Салкам - Жангир. Затем его сын -Аз Тауке. "Древнюю дорогу Есима" (т.е свод законов)продолжил именно он, хан Тауке. Эта о его правлении сохранилось выражение "каждодневный сбор совета на берегу озера". Тогда с казахами враждовали катаганы(ойраты), калмаки, узбеки, таджики (сарты). Вскоре казахами пришлось покинуть захваченный ранее Ташкент и откочевать в 1652г.к берегам Аму-Дарьи, до самых границ Персии. Аз-Тауке родился от брака Салкам Жангира и дочери калмыцкого хана. Брат его Уалибек (Валибек) был рожден от дочерей урченского Гайп-хана. Когда на место Жангира ханом сел Аз-Тауке. Уалибек, затаив обиду, ушел к Гайп-хану. В правлений Аз-Тауке. Когда казахи проживали на Амур-Дарье, тюркское племя Акжол, подчиненое ранее Персам, вывело из рода своего сильного человека по имени Надиршах, который сумел завладеть всей Персией. Испугавшись его, казахи вновь откочевывают, теперь уже к берегам Аму-Дарьи. Около 1690г. умирает Аз-Тауке, и к власти приходит сын Аз-Тауке Болат -хан. В правление его казахские племена были захвачены калмаками. Между калмаками и казахами завязываются жестокие сечи. Самое кровопролитное сражение пройзошло в 1723г. Войска калмаков, возглавляемые полководцем Цеван Рпатаном, наголову разбили казахов. Истерзанный, оборванный, голодный люд добрался до озера и пал, усеяв все побережье свойми телами.И тогда (по преданию)один старейшина сказал:"Дети мой, как не забывает человек выпавшие на его долью мгновенья счастья, так и мы должны запомнить великое горе, постигшее нас". И назвал это бедствие "Ак табан шубырынды, алка кол сулама", что означает:"брели, пока не зобелели подошвы, упав (без сил),лежали вокруг озера".Тогда и родился самая старинная казахская песня плач (Елим ай). Когда кош перевалил хербет Каратау, раздался громкий плач. Это верблюжонок оплакивал разлуку с матерью. Плач его подхватили все, чий родные были убиты калмаками. Песню эту,говорят, сочинили в караауле батыры, сопроваждавшие кош и все видевший свойми глазами. В этот (нелегальном)побеге отказали ноги у нашего предка-девяностосемилетнего Анет-бабы, И его оставили на перевале.Не задолго до этого случилась история с родичем его Калкаман-батыром, что полюбил дочь Мамбетая-Мамыра, за что был приговорен Анет бабой к"ок байлау" Калкаман(раненный в бедро)Калкаман в обиде на Анет бабы,ушел в области Бухары. Пятеро же сыновей Анет-бабы-Болаты-все полегли в последней битве с калмаками. В год Великого бедствия Средний жуз перекочевал в области Бухары и Ташкента, Средни дошел до (берегов) Ишима, Нуры и Сарысу.Кипчаки ушли еще дальше-до Аральского моря и Белоо моря. Башкиры и Младший жуз-алшыны-отошли на сероро-запад. Тогда в Младшем жузе ханом был один из сыновей хана Аз-Тауке Карт Абулхайр. В Среднем жузе-хан самеке, сын Болат-хана. В Старшем и самым старшим (над остальными ханами) ханом был сын Болат-хана Абу Мухамед. Казахи зваи его абульмамбет. По словам Аристова, В год Великого бедствия роды Среднего жуза-канлы и дулат-оказались в подчинений калмаков. Упорней и дольше всех сражались(с ойратами)батыры Среднего жуза. Перед тем как разойтись, разделившись с силами, вновь объединиться, чтобы вернуть свой исконеные земли, захваченные калмаками. Казахи, оказавшиеся вблизи границ с руссками, дабы уберечь себя от калмаков, 1731г.решили присоединиться к Россий.Спустя некоторое время Абу-Мухамед разослав гонцов,призывая казахов собраться и пойти на калмаков.В то время в Старшем жузе выдвинулся еще молодой, Впоследствии знаменитый хан Аблай. Это повествуется следующим образом: Выше было сказано, что один из претендентов на ханский престол-сын Салкам Жангира Уалибек ушел в Ургенч, к своему дяде Гайп-хану.Сын Уалибека бек Абылай прославился в поединках своей беспощадностью, за что и получил прозвише Кровопийца. Сын его-Коркем Уали(Красавец Уали)сын которого Абульмансур и есть Аблай,известный под этим именем среди казахов.Все три вышеупомянутых колена его умерли при дворе хана Гайпа,так и не став ханами.В его же время потомки Гайпа лишились власти и мальчик-сирота Абульмансур в пойсках родичей-казахов и отчег края-Сары Арки попадает к уйсыну Толе-бию. У Толе-бия он по началу пасет верблюдов, атем лошадей и в конце концов настолько пришелься по нраву Толе-бию, что тот решил его усыновить. На вопрос, откуда он родом, говорит,не знаю; на вопрос, как тебя звать, отвечает- как назовете, так и будет.Тогда Тогда Толе-бий за обросший вид его и лохмотья на нем прозвал мальчика Сабалаком. Прослышав о том,что хан Абульмамбет собирает казахов на битву с калмаками, (Сабалак)пришел к Толе-бию и попросил у него разрешения пойти на войну. Чем воевать,не лучше ли за лошадьми смотреть, сказал ему Толе-бий,на что тот ответил:"Лучше умереть ,чем не быть под развевающимся знаменем, когда земля прогибается под тяжестью войнов".После слов таких Толе-бию ничего не оставалось, как отпустить его. Придя на поле брани,(САбалак)видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга,а посередине перед войсками один лишь сын хунтайжи, зять самого Галдан Церена батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абульмансур тогда приблизился к хану Абульмамбету, спросил его разрешения выйти на поединок. Получив благословение хана, он разогнал коня и ,издав клич6"Аблай! Аблай", налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком "Враг сражен!"увлек за собой казахских войнов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. Устав от погони, Абульмамбет приказал разбить шатер и, подозвав и усадив Абульмансура подле себя, спросил того: кто ты будешь, батыр, и почему клич твой был"Аблай"Тогда тот признался. что он внук Аблая Кровопийцы ,потому и выбрал кличем его победоносное имя. Растроганный хан обнял батыра, расцеловал и так сказал народу: "Я слышал, что от Улибека остался единственный наследник - и вот он перед вами. Если вы согласны, он по праву станет ханом всех казахов". Народ выразил согласения, и девяносто знатных людей из всех трех жузов отвели его к почитаемому всеми святому старцу шакшаку Жанбеку из рола аргын. По его блогословению Абульмансур был избран старшим ханом казахов.В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай. Ханом всех казахов Аблай стал в 1735 году. Посде этого знатные люди Среднего жуза обратились к Толе-бию со словами: прежде старшие ханы были все в Старшем жузе,а этого у себя сохраним. Если кто и бился больше всех с калмаками, то это мы, Средний жуз. Одарили его подарками и,получив благословения бия,увезли Абульмансура, хана Аблая, к себе. В 1741г. Хан калмаков Галдан Церен, будучи в Ташкенте, посылает тридцатитысячное войско во главе с батыром Жалбы с приказом изловить Аблая и доставить живым, дабы он мог собственноручно казнить его в отместку за смерть батыра Чарыша. Пойски были столь тщательными, что горные тропы, подобные тем, которыми прошли джунгары через перевал меж Чингисскими горами и Тарбагатаем, так и прозвали <жалбы>. Жалбы удается поймать уака Утеген-батыра, охотившегося в горах Улытау. Утеген отказывается сообщить о местонахождении Аблая, тогда его заковывают в кандалы и, продолжив поиски, вскоре находят хана Аблая и,спящего, захватывают в плен. Батыров доставили Галдан Церену. Утеген-батыра бросили в зиндан, а Аблая, усадив на ишака, поставили у городских ворот рядом со стражниками. Казахи Среднего жуза сообщили о пленении Аблая Абулхаиру, хану Младшего жуза, тот в свою очередь обратился к русскому генералу Неплюеву с просьбой во что бы то ни стало высвободить из плена хана Аблая. С этой миссией к Галдан Церену направляется майор Миллер. Со своей стороны казахи посылают к калмакам самых знатных людей из трех жузов. Но им Галдан ответа не дает, хотя и привечает как почетных гостеи. Но вот спустя время Галдан приглашает в орду и русских, и казахов-посланцев, приводит Аблая и Утегена, последнего бросают в цепях у порога. Галдан обращается к Аблаю со словами: я убью тебя заместо Чарыша. Такого же батыра, как ты. Скажи, чего бы ты желал? Тогда Алай сказал: "Таксыр, у меня всего три желания. Первое: я убил Чарыша в честном поединке на поле брани. Вы же меня захватили спящего и хотите казнить. Я мечтал бы умереть в битве казахов с калмаками. Второе: казахи народ кочевой, не оседлый. Найти им землю, научить жить оседло, тогда бы и умереть было б не жаль. Третье: в моем роду в каждом колене рождался лишь один мужчина. Если умру нынче, ни детей, ни родичей не оставлю, исчезну с лица земли, будто вовсе на свет белый не являлся". После этих слов Галдан опустил голову и долго сидел так в задумчивости. Затем обратился на своем языке к визирю: все, что он сказал, все истина. В особенности последнее. Я ведь тоже единственный в пятом колене, случись что с мойм сыном Амирсаной, и мой род прервется."Алдияр!" - воскликнул Аблай и тотчас поднялся на ноги и сложил руки перед грудью." Отчего ты так называешь меня, разве я подарил тебе свободу?"- спросил его Галдан. "Таксыр, я понимаю ваш язык. Вы уподобили меня своему сыну, чем это не свобода". Галдан остался доволен ответом Аблая и простил его. Он подружил Аблая с Амирсаной, одарил казахов ценными подарками и в качестве <кундебау> ( по калмыцкому обычаю) отдал Аблаю из своего рода девушку- сироту. "Кундебау" означает "неразрывная дружба". А так как маленький братишка ее никак не хотел расстаться с сестрой и безутешно плакал, его тоже отдали Аблаю, с пожеланием, чтобы он относился к нему как к брату своему. Аблай дал ему имя- Махмуд. Казахи называли его по-своему - Мамбет. Сын его - большеке - нынешний Мамбетай, покровителями его рода матеш считаются торе (чингизиды) Чингизхан, Самихан. Хана Аблая Галдан отпустил в 1743г. Но прежде задал ему три вопроса. Когда на первый: много ли у вас овец, - Аблай ответил: много, Галдан сказал - значит, пастух обманщик, овцы воры. Не збавиться вам никогда от мелких распрей. Когда на второй вопрос, много ли у вас коров и лошадей, Аблай ответил - да, много - Галдан сказал: Коль народ твой, не приложив труда, попивает молоко и кумыс, ест мясо, значит, дети растут неучами. Когда на трети вопрос, сеет ли хлеб твой народ, Аблай ответил - нет, тогда Галдан сказал: народ, отлученный от груди земой, не раз будет согнан и рассеян по земле, прежде чем обретет родину. В 1754 г. после смерти Галдана среди калмаков начались междоусобные распри, этим воспользовались китайцы, напали и разорили калмаков. Аристов пишет, что это случилось из-за того, что не было единодушия между тибетцами и монголами ( джунгарами ). У казахов существует другая версия. Жена Галдана, мать Амирсаны, была дочерью китайского хана Ежена. За будущей супругой Галдан поехал не сам, а отправил в Китай знатных людей с подарками. Ежен-хан отпустил свою дочь зимой. В дороге их застал буран, который свирепствовал несколько дней. Измученные до смерти люди блуждали по степи, пока не встретились с казахским батыром Толекеем и его войском из Старшего жуза. Они гостят у него дня три и собираются в дорогу, но зима ( в тот год ) выдалась такая суровая, что, упросив Толекей-батыра, они остаются у него зимовать и лишь в начале лето трогаются в путь. Тогда и пошел слух, что девушка забеременела от Толекея и родила ему Амирсану. После смерти Галдана наследники престола, пустив в ход этот слух, заявляют, что Амирсана ( на самом деле) казах и не может быть правителем калмаков. Большинство поддерживают их, и избирают ханом другого ( претендента ). Тогда Амирсана едет к своему деду Ежен-хану. Ежен-хан просит китайских правители областей, граничащих с землей калмаков, помочь Амирсане воссесть на ханский престол, но вместо этого китайцы совершают нападение на калмаков и разоряют их. Амирсана, видя такое разорение своего народа, порывает с китайцами и бежит к Аблаю. Аблай, решив не ожидать прихода китайцев, выступает во главе 3-тысячного войска на встречу и возле реки Аякоз натыкается на бесчисленные войска китайцев. Он спрашивает, что они делают здесь, на что те говорят: (мы знаем), что Амирсана у тебя, если ты не выдашь нам его , нападем и истребим весь твой народ. Аблай, не зная как быть, дает им обещание в три дня разыскать беглеца и возвращается в ставку. Он говорит Амирсане, что никого не повстречал в пути , но тот, прознав правду, предлагает хану: ты сдай меня китайцам, но передай мои условия. Первое: пусть дадут тебе расписку о моей сдаче. На расписке этой вместо печати пусть поставят отпечатки пальцев девяносто китайцев. В печати могут отказать, а от проставление пальцев не смогут. Второе: я как-никак сын хана, к тому же родной внук Ежен-хана, пусть доставят меня к нему, не связывая по рукам и ногам. Аблай передал волю Амирсаны и отдал его китайцам. На третий день пути туманной ночью Амирсана бежит из-под стражи и вновь приходит к Аблаю, но Аблай не может долго держать его у себя и переправляет к русской императрице Екатерине II. Китайцы вторично приходят к хану Аблаю, но тот показывает им их же расписку, мол, я сдал его вам, и те вынуждены возвратиться с пустыми руками. Русская императрица посылает Амирсану на родину, чтобы он подчинил калмаков русскому государству, сопроводив при этом отряд русских солдат. Но в дороге Амирсана неожиданно умирает от черной оспы, и русские войска возвращаются ни с чем. В 1723 г., в год Великого бедствия, когда Средний жуз дошел до Ишима, Нуры, Сарысу, наш род Тобыкты ушел в сторону Оренбурга в леса под Орском. Прослышав о том что Младший жуз, продвинувшийся еще севернее их, принимает русское подданство, напуганные тобыктинцы вновь откочевывают, теперь уже к берегам рек Иргиз и Тургай. Родившиеся на той земле прадеды наши в четвертом колене - Иргизбай и Тургай - были названы по названиям рек. Оттуда они под предводительством батыра Мамая доходят до нынешных мест - до Куген Орды и Догаланских гор. В то время и Средний жуз собирается подчиниться русскому царю. Узнав об этом, бий Караманде из рода Дадан Тобыкты обращается со стихами к Бию Кенгарбаю: В начале, покинув Сыр-Дарью, пришли на (р.) Орь, Пришли с большим трудом, истощенные, Но как говорят: 'встала перед войском крепость', Пришли мы в эти края не на счастье, а на беду свою. Передайте салем Кенгирбаю, - давайте уйдем отсюда, Навьючим мощных наров-верблюдов, в путь снарядим. Направимся к народу мусульманскому, Перейдем вброд через реку с хорошим названием. Когда тобыктинцы прибыли сюда, прежде нас пргнав калмаков. В этих местах, в отрогах Чингиских гор, кочевали найманы матайцы. Уаки (род Среднего жуза) были на берегу Иртыша. Матайцы, полагая, что тобыктинцы истощены дальними перекочевками, стали нападать и отбиарть у них скот и прочее имущество. В свою очередь тобыктинцы, решив вернуть свои исконные пастбища, обрушились на матайцев, прогнали их и утвердились в отрогах Чингиса. Пока они были заняты борьбой с матайцами, уаки захватили пастбища на Кокане. Тогда бий Кенгирбай, собрав людей, прогнал уаков и стал аулом в местечке Тас уйген ( Каменная насыпь). Уаки, не сумев вытеснить тобыктинцев с Кокана, призвали на помощь соседей - русских казаков и собрались напасть на аул Кенгирбая. Тогда Кенгирбай сообщает им, что послал гонца к именитым людям аргынского рода, чтобы собраться всем и решить миром, кому где кочевать, - и тем предотвратил нападение. Ночью же, составив из камней фигуры в виде людей, откочевал. Наутро уаки, видя на холме толпу людей и решив, что тобыктинцы обманули их, а сами успели собрать войско, посылают разведчика. Узнав от него, что это всего лишь камни, уходят. Таким образом, тобыктинцы остались хозяевами в отрогах Чингисских гор. По стпринным преданиям казахов, история этих мест такова. Когда-то Чингисхан, одолев всех татаро-монголов, был избран великим каганом, и именно здесь, у подножия Чингисских гор, подвластные ему беки - родоначальники посадили его на белую кошму и, подняв над собой, подняли на гору, что стоит на востоке от р.Караул. От Старшего жуза там был знаменитый оратор уйсын Майкы-бий, про которого говорили 'корень всех слов (отец красноречия) - Майкы-бий'. От Среднего жуза - Сенгел-бий. Тогда и одорил их Чингисхан знаками отличия, назначив каждому свой клич, птицу, дерево и тамгу. Настоящее имя Чингисхана - Тимучин. Избранный каганом, он получил имя Чингис. Значение его: 'высокий, могучий, великий'. По имени его и названы были эти горы. Тогда же получили свои названия вершина Хан и река Хан. По словам Абулгази, прежнее название этих - Найман Кери. После распада (Джунгарского) ханства калмаков и его исчезновения бывшие беженцы - каракиргизы вернулись в Большой Алатау, казахи Старшего жуза вновь заняли свои земли от Западного Алатау до р. Каратал. Роды Среднего жуза - керей и найман - пришли в Тарбагатай, затем проникли еще дальше на территорию Китая до озера Ебинур, а кереи вернулись на берег Иртыша. В1757г. хан Аблай и сын Абульмамбета Абульфайзхан едут в Пекин, к кимтайскому императору, чтобы он принял их в свое подданство, и получают от него титул уана (вана). Ван-значит 'вассальный князь'. Правитель самостоятельный, но подотчетный Китаю. Сдают ( налог ) из ста лошадей одну, из тысячи овец одну, с правом кочевания и зимой и летом на бывшей территория калмаков (Джунгарии).В 1765 г. Казахи заключили договор с русским царем и занимают левый берег Иртыша на десять километров от реки. За нарушение обозначенной границы должны платить штраф скотом. В 1766 г. хан Аблай и Абульфайз-хан в поддержку казахов Старшего жуза решают прогнать ставленника кокандского хана - ташкентского бека, доходят с войском до Ташкента и захватывают его. В честь освобождения города от кокандцев устраивается той, на котором сопровождаший Аблая наш четвертый прадед Иргизбай вступает в схватку-состязание со знаменитым борцом из рода конраулы и побеждает его. Приз-награда-несколько пудов пшеницы-служит пищей для его войска. В 1780 г. некий Юнус-ходжа побеждает людей Старшего жуза и занимает Ташкент. После смерти Юнус-ходжи в 1810 г. Ташкент вновь оказывается во владении кокандского хан. Опираясь на поддержку русского царя, Аблай приступает к своему плану-сделать казахов оседлым народом, но в это время по мелочной причине аргын Бекболат-бий высказывает неуважение хану Аблаю, и оскорбленный хан уходит в Старший жуз. Казахи обьясняют эту причину так::на тое сын бая стегнул камчой по голове мальчика, не зная, что он внук самого Аблая. Когда от удара с мальчика слетела шапка, то по узорной тюбетейке узнали ханского отпрыска. Бекболат-бий принес извенения мальчику, но не сообщил Аблаю. Аблай узнал об этом сам и послал человека к Бекболату, требуя выдачи байбатши (сын бая)-обидчика, сказав при этом: 'Если у хана не будет авторитета, т у черни стыда не останется'. Бекболат посылает хану своего сына Тленши со словами: 'Пусть выбирает-либо возметь меня, либо мальчика'. Хан Аблпй в гневе спросил у Тленши: 'Или я для Бекболата не стою какого-то паршивого казачонка?', на что тот ответил-де: 'Верблюд сам по себе верблюд, но кто назовет верблюдом его помет?', что еще больше разозлило хана: 'Он смеет сравнивать меня с верблюдом, а моего ребенка с пометом!' Захватив Тлениш (в качестве заложника), Аблай переезжает в Старший жуз. Бекьолат следует за ним. Аблай спрашивает его: ты зачем приехал? Тот говорит: за сыном . Тогда аблай говорит: 'А я-то подумал-за мной, за своим ханом. Ты задумал унизить ханское достоинство, нарушить единство народа. Забирай сына и уходи немедля!' Так хан Аблай остался в Старшем жузе и там умер. Когда хан Аблай покинул нас, установить точно не удалось. Думается, что произошло это около 1788 г. После ухода Аблая в Среднем жузе ханом стал 'Сорокачисленный Барак' . У него был Бокейхан. Это не тот Бокейхан, что был в Младшем жузе. С этим Бокейханом переписывался полководец русского царя Александра Павловича(генерал) Глазнов в 1811 г. Последним ханом Среднего жуза был хан Турсын. Сын Чингиса, внук Бокейхана, он правил в Каркаралы. А упразднение ханства, назначение нового правления ага-султанов, старшин было введено еще до Турсын-хана- в 1822 году. Начинается прямое подчинение казахов русским. В 1824 г. в степи образуются отдельные округа, после этого первые пять лет казахи были свободны от налогов, затем стали платить из ста голов одну, затем больше и.т.д. Наконец, с обьявлением указа 1868 г. окончательно потеряли свою свободу и подчинились русским законам. Казахи всегда были кочевым народом-жили на коне, в седле. Главные правила их выражались в народных поговорках: 'чем быть городом, лучше быть могилой', 'кто переступит арык (т.е начнет копать), тот умрет от голода'. Они ненавидели оседлую городскую жизнь. 'Пища мужчины в степи, на воле', говорили они, находя удовольствие в занятиях барымтой (угон лошадей), жили, не зная постоянства, просто, по-казахски.

http://www.khan.freenet.kz/page1.htm Биржан Халелов

       
    Elim-aj, все права защищены.
    ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
    Движок: Amiro CMS