Elim-aj  

 

Кто там зовет
Меня в неведомую даль?
Ты, что ли, эхо !
Деятельность
Олень - символ нашего центра.  |  Жамбыл Жабаев  |  Откуда произошли казахи  |  Поэт и переводчик Петр Борковец.  |  Моцарт и Чехия  |  Ян Пернер - отец и жертва идеи чешской железной дороги  |  Замок Кафки  |  Ян Гус, или О жертве, правде и реформе орфографии  |  Карел Чапек  |  Дом доктора Фауста  |  История Праги  |  День чешской государственности  |  О фильме "Кочевник"  |  В Чехии популярна восточная культура  |  Дети из Казахстана поют в Праге  |  Праздник казахского народа Наурыз  |  Кто такие казахи  |  Средняя Азия глазами чешского путешественника.  |  "Гордость нации"  |  Праздник нового дня
 
Казахстан вслед за Украиной и Грузией приступил к сочинению своей «великой истории»

 

 

Критика фильма «Кочевник»

 Нурсултан Назарбаев, по идее которого (о чем сообщает специальный мемориальный супертитр в начале и в конце фильма), снята эта довольно длинная историческая драма (111 минут), конечно, не мог отозваться о картине иначе, как только в превосходных степенях, к тому же, видимо, по привычке, нагрузив его политическим звучанием, где, как в капле воды, отразился целый мир — в данном случае, очевидно, мир его политических фантазий.

 

На премьере в КЗЗ «Пушкинский» посол Казахстана в России Жансеит Туймебаев зачитал поздравление президента РК Нурсултана Назарбаева участникам премьерного показа: «Я давно мечтал о создании подобной картины, которая в лучших традициях киноискусства рассказала бы миру о славной истории и героизме казахского народа, веками отстаивавшего свою независимость и свободу. Это рассказ о ярких страницах истории становления казахской государственности, выдающемся лидере, объединившем казахские племена и отстоявшем Великую степь для будущих поколений».

 

«Давным-давно (точнее, в XVIII веке), когда реки были полноводнее, а кони резвее, казахские беи никак не могли договориться между собой, отчего их крепко побивали соседи-джунгарцы. К счастью, у хана родился сын-батыр Мансур, будущий собиратель казахской земли. Мальчик счастливо избежал многих опасностей, прогнал джунгарцев, женился на красавице…», - пишет кинокритик Василий Корецкий в статье в «ТimeOut Москва».

 

В картине присутствуют и национальный главный герой — лидер, и великие подвиги казахов на стезе становления государственности, и красивая сказка, которую смогли убедительно сыграть лишь мексиканские актеры (например, Мансура сыграл выдающийся актер мексиканского телевидения Куно Беккер, а его брата Эрлая — Джей Эрнандес и т.п.).

 






Критика кинолента, которая стоила порядка $40 млн, поразила «щедро раскиданными по фильму угрозами в адрес трогательно неназванных врагов нации» и схожестью с жанром «спагетти-вестернов, когда итало-ковбоев стравливали с прыгучими эпигонами Брюса Ли» и с нью-йоркской эстрадой начала 20 века, когда «вместо негров в приличных местах лабали джаз крашенные гуталином белые» (в данном случае — присыпанные пылью и сажей мексиканцы). Все-таки странно, что в фильме — интерпретации национальных событий казахов играли не казахи.

 

При этом отмечают, что «немногие казахские актеры слишком уж адекватно реагируют на сказочный сюжет, поминутно срываясь в опереточный пафос и тряся бородами так, словно они находятся на сцене ТЮЗа. А вот иностранцы упорно гнут психологическую линию, несмотря на явно цирковой характер всего происходящего вокруг».

 

Нехудожественная критика

 

Фильм снят по идее президента Казахстана  Н.Назарбаева. Как сказано в тексте его поздравления, «сегодня Казахстан — одно из самых динамично развивающихся государств мира, устремленное в будущее. Но первые шаги к нынешним успехам были сделаны нашими героическими предками.

 

Казахстан — это не только удивительная история номадов, огромные природные ресурсы и прекрасные пейзажи. Казахстан — это бесценное культурное наследие, красивый, высокообразованный и душевно щедрый народ. Это страна, где живут в мире и согласии люди более 130 национальностей и 46 религиозных конфессий».

 

Никто, не будет спорить с тем, что каждый народ по-своему красив. И казахи ничем не уступают ни в душевной щедрости, ни в самобытности и ценности национальных особенностей тем же русским или любому другому народу земного шара. Однако ситуацию в республике, кажется, подталкивают к тому, что народы «более 130 национальностей и 46 религиозных конфессий» могут быть вскоре серьезно ущемлены в смысле «мира и согласия».

 

Фильм «Кочевник», как бы зрелищно он ни смотрелся, является одним из некоего ряда образов, инициированных властями Казахстана. В этом же ряду стоят указ Назарбаева о переводе официальной работы в республике на казахский язык к 2010 году, объявление Рахатом Алиевым необходимости построения казахского султаната и отмены республиканской формы правления.

 

Но, как известно, если власти во что-то вмешиваются, да еще вкладывают в это деньги, то скорее всего, такие шаги хорошо просчитаны и предпринимаются с политическими целями. В данном случае, скорее всего, речь идет о том, что нынешняя казахская элита собирается взять антироссийский и антирусский курс на построение этнократического государства, и выдавливание 35% русского населения (кстати, согласно данным открытой статистики, которая в республике является закрытой) со своей территории, так как его наличие означает слишком тесную связь с Россией.

 

Кому выгодно?

 

Жажда власти — естественный мотив, присущий правителям, и демократическая система призвана в том числе, оградить народ от крайних ее проявлений. Но обходной путь уже найден — зять Назарбаева Рахат Алиев всего несколько дней назад предложил ввести монархию.

 

Что еще мешает или может помешать вполне очевидной концентрации власти на почве этнократической модели? Очевидно — существование в стране 6 млн человек русских — людей нетитульной нации!

 

Вверх по лестнице, ведущей вниз

 

Многие шаги руководства РК, начиная с 90-х годов прошлого века, можно расценить именно в этом ключе — вполне вероятно, что ради устранения «русского фактора» и предпринимаются такие вещи, как новая интерпретация исторических фактов, курс на постепенное вытеснение русского языка из важных сфер коммуникации, фактически произведенное отстранение русских Казахстана от участия в управлении республикой.

 

Можно предположить, что новый фильм служит этой же установке. Как иначе можно интерпретировать очередное «сочинение» на историческую тему, призванное укрепить людей, слабо знакомых с историческими фактами, в том мнении, что Казахстан не испытывал благотворного, собирающего влияния России и СССР, что его нынешняя государственность более обязана не национальной политике РСФСР и СССР, а древнему батыру, боровшемуся против джунгар?

 

Сам раздел СССР был произведен правителями смутного времени 90-х в результате предательства и при активном участии неоконсервативной гегемонистской верхушки США. Сейчас многие россияне расценивают решения тех лет как незаконные. Но простым казахам пытаются внушить, что государственность республики и ее территория были обретены не в результате незаконного распада СССР, а чуть ли не в результате борьбы «великого и могучего» народа против джунгар (снимая в фильме российского режиссера мексиканцев в роли батыров!).

 

Фильм фильмом, но в череде подобного видится последовательный план. Вытеснение языка, культуры, научно-технического присутствия, религии, наконец, и самих русских — вот очевидные этапы этого плана, который успешно маскируется восточным словесным витийством. Как отмечает в своем послании к «Кочевнику» Нурсултан Назарбаев, «уверен, что сегодняшняя премьера станет еще одним важным вкладом в вечную дружбу народов Казахстана и России».

 

Но наивные ожидания, в том числе и русских в Казахстане, да, чего уж скрывать, и в России тоже, которые навеяны подобными высказываниями, не имеют ничего общего с реальным положением вещей. Кроме борьбы с русским языком и присутствием, лидер РК предпринимал и предпринимает антироссийские шаги и на внешнеполитическом уровне. И они не исчерпываются только лишь допуском американской фирмы к секретам нашей системы ПРО, это еще и перенаправление нефти в обход России в Джейхан, и будущий визит Назарбаева в Вашингтон.

 

Внутри же страны события слишком легко складываются в последовательность: сначала Назарбаев перенес столицу на север, который фактически был заселен одними русскими, возможно, для того, чтобы эту территорию у казахов не забрали? Однако Казахстан воспринимали практически как Россию, и этого, как несложно представить, не произошло. Но Назарбаев выиграл время для следующих ходов своей партии.

 

Это самое время использовалось для построения жесткого националистического государства. В 1991 году он не мог сказать, что русский язык не нужен в республике — его бы просто не поняли. Вместо этого он поступил не столь прямо - государственным был объявлен казахский язык, а русский — «официальным», что, однако, не имело никакой ценности с юридической точки зрения.

 

Затем, в первые 2 года после провозглашения «независимости» Казахстана, из республики выдавили значительную часть русских. Сейчас процесс опять набирает обороты и, по мере укрепления казахской олигархии и этнократии, будет только ускоряться.

 

Следующий шаг по выдворению русских — объявление о том, что к 2010 году русский полностью выйдет из документооборота. То есть нельзя будет стать ни инженером, ни чиновником, не уча казахский (кстати, инженеру, возможно и ненужный в силу небольшой «засоренности» научно-техническими терминами). Это же дискриминация, не так ли? Почему бы вместо дискриминационных мер правительству Казахстана не создать специальную интенсивную программу добровольного изучения казахского языка — как для казахов, так и для русских? Ответ прост — такая забота намного дороже, чем подписание дискриминирующего указа, который, к тому же, может служить инструментом политического давления в целях агрессивной национализации.

 

Следующий шаг, который, впрочем, многие, в том числе и сами казахи, считают очень необдуманным, — публикация идеи Алиева о монархии и формализации в парламенте родовых устоев. Однако сами казахи оценивают подобную идею крайне негативно. Некоторые из них говорят, что в таком случае самому Назарбаеву, которого, очевидно, прочат на трон, не мешало бы пожить в юрте, как главному хану.

 

Кроме того, даже довольно националистически настроенных казахов от монархизма отталкивает вопрос о том, как выбрать главного хана? Местные жители видят здесь серьезное противоречие, способное столкнуть все три жуза: по их мнению, согласно исторической традиции, хан должен быть из династии чингизидов, но такого человека найти сложно и между жузами может возникнуть соперничество и раскол.

 

Кроме того, такая постановка вопроса, как монархия и родовое представительство, полностью лишает права голоса русских. Жузы жузами, но ведь у русских людей жузов нет — это просто граждане республики! Как быть с их мнением, с их правами? Одни жузы не должны решать вопросы государственного устройства за всех граждан — это должны делать именно все граждане.

 

Наконец, в конце сентября Назарбаев собирается в США, где против него заведено и официально не прекращено дело о коррупции, что добавляет к не без того сложной ситуации в РК еще и потенциальное влияние Штатов, которое они, как известно, используют только в своих сугубо прагматичных целях, и не иначе. Вполне возможно, что Назарбаеву предложат гарантии безопасности - как на Западе, так и от оппозиции — в обмен на более жесткую националистическую политику в отношении русских и построение на границе с Россией антироссийского государства а-ля Арабские Эмираты.

 

Русские граждане Казахстана — против дискриминации

 

Между тем в случае построения этнократии все 6 млн русских реально окажутся на «чужой территории» государства, исторические корни которого тесно переплетены с российским народом. При нынешней элите русским в Казахстане в недалеком будущем придется очень сложно. Наивная вера в то, что ничего не происходит, к сожалению, может обернуться сокрушительным прозрением. Никто не скажет спасибо ни за то, что русские сами отдали землю, богатую природными ископаемыми, что они строили там заводы и продолжают работать сейчас на самых нижних должностях.

 

Русским пора осознать, наконец, что надо становиться силой. Действительно, почему треть населения РК не имеет пропорционального представительства в органах власти? Что, русские глупее казахов, не справятся с управлением на должном уровне? Это ли демократия, за которую так ратуют нынешние правители республики, и даже сторонники монархии? Пора становиться силой, благо политические объединения в РК пока не запрещены. Этому помешать ничто не может, если сами русские этого захотят. Не смогут помешать ни США, ни нынешняя казахская этнократия, ни Китай. Никто. Но для этого русские должны взглянуть на происходящее другими глазами, без необоснованных ожиданий.

 

Русским нужно вести активную работу среди русских же, создавать свою, русскую партию для отстаивания своих законных интересов — сделать русский язык вторым государственным и обеспечить пропорциональное представительство русских в органах власти Казахстана, включая самые высокие должности. Добиваться того, чтобы президент Казахстана был поочередно русский — казахский — русский — казахский и т.д.

 

Все это ни в коем случае не означает какой-либо направленности против простых казахов — это было бы аморально и глупо. Русские просто хотят жить в недискриминированном мире рядом с ними, являясь такими же, как этнические казахи, гражданами республики. Если же националистические настроения, усиленно проталкиваемые политической элитой, победят, то русским гражданам Казахстана просто не оставят иного выбора, как отделяться северным Казахстаном, вывозить всех русских с южных областей, оставлять казахов наедине с собой. Очевидно, этого не хочет никто, кроме узкой группы лиц, желающих сыграть на искусственной волне нездорового национализма в своих целях.

 

Александр Туманов

KMnews

   
Elim-aj, все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS