Elim-aj  

 

Кто там зовет
Меня в неведомую даль?
Ты, что ли, эхо !
Деятельность
Олень - символ нашего центра.  |  Жамбыл Жабаев  |  Откуда произошли казахи  |  Поэт и переводчик Петр Борковец.  |  Моцарт и Чехия  |  Ян Пернер - отец и жертва идеи чешской железной дороги  |  Замок Кафки  |  Ян Гус, или О жертве, правде и реформе орфографии  |  Карел Чапек  |  Дом доктора Фауста  |  История Праги  |  День чешской государственности  |  О фильме "Кочевник"  |  В Чехии популярна восточная культура  |  Дети из Казахстана поют в Праге  |  Праздник казахского народа Наурыз  |  Кто такие казахи  |  Средняя Азия глазами чешского путешественника.  |  "Гордость нации"  |  Праздник нового дня

«Святой Вацлав, воевода земли чешской, не дай погибнуть нам, ни потомкам нашим!»

(ко Дню чешской государственности и независимости)

Лорета Вашкова и Ася Чеканова

28 сентября Чехия празднует день своего покровителя, Святого Вацлава, - по-русски Вячеслава, который является также Днем чешской государственности и независимости. И хотя, строго говоря, чешское государство в этот день не возникло, День Святого Вацлава является государственным праздником. Почему? Об этом нам расскажет публицист Вацлав Вашко.

«Это потому, что в этот день, в 929 или 936 г. мученической смертью погиб чешский князь Вацлав, ставший символом чешского государства. Он происходил из рода Пршемысловцев, вокруг которого на рубеже девятого и десятого столетий чешские племена объединялись в единое государство. Эпоха Вацлава была тем временем, когда в среде воинственного язычества распостранялось христианство. Когда в 907 г. Вацлав родился, Пршемысловцы уже во втором поколении были христианами. Вацлава крестил один из учеников славянских апостолов, святых Кирилла и Мефодия. Вацлав был воспитан латиноязычными священниками, однако, он остался верен и кирилломефодиевской традиции. Именно Вацлав способствовал тому, чтобы в его стране могли во взаимном уважении развиваться литургии как на славянском, так и на латинском языке. Таким образом , уже в 10-м веке у нас была реализована идея нынешнего папы Павла Иоанна Второго о том, что церковь будет богаче, если будет дышать обоими своими легкими – восточным и западным».

А сейчас вернемся к нашему собеседнику Вацлаву Вашко. Он продолжает рассказ о незаурядной личности князя Вацлава:

«Для своего времени Вацлав был необыкновенно образованным человеком: он писал глаголицей, говорил по-латыни и по-гречески. В 925 г., в восемнадцать лет получив власть, он уже знал, что такая маленькая страна как наша, терзаемая к тому же внутренней усобицей и окруженная жадными до чужой земли соседями, может выжить и расцвести только, если ее народ будет более требователен к своему образованию и нравственности. По одной из легенд, вступая на престол, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. В этом он сам подавал пример. Хотя и будучи набожным человеком, правил он твердой рукой. И еще вот что он умел: отличать одно от другого. Знал, когда надо взять в руки меч, а когда можно избежать зла в процессе терпеливых переговоров».

Христианский способ правления и социальные порядки, которые вводил Вацлав, наталкивались на противодействие все еще языческой знати, которая, в конце концов, убила его, объединясь с его братом Болеславом.

«Результат этого действия был противоположный тому, чего ожидали убийцы. Кровь мученика Вацлава повлияла на окончательную победу христианства в Чехии. Многочисленные легенды повествовали о его доброте и справедливости. Одна из них, переведенная на церковнославянский язык, на рубеже 10-го и 11-го веков попала в Россию. А в Англии и до сих пор на Рождество поют песню о добром короле Вацлаве».

Песня эта была переведена также на чешский язык.

«Короной, получившей название святовацлавской, с четырнадцатого века короновались чешские короли. Существует бесконечное множество изображений Святого Вацлава - то как юноши, приготовляющего вино и хлеб к свершению таинства евхаристии, то как рыцаря с копьем, мечом и щитом. Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периода своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях. Согласно этой легенде, в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари Святого Вацлава, и когда чехам придется хуже всего, они выедут им на помощь и во главе их будет скакать Вацлав верхом на белом коне».

Религиозное предание постепенно стало частью государственной идеологии и посредством культуры укоренилось в народном сознании. Для чехов князь Вацлав- не просто безликая историческая фигура, в тяжелые для страны минуты они до сих пор обращаются именно к нему.

Тему продолжает публицист Вацлав Вашко:

«Под конной статуей рыцаря Вацлава на Вацлавской площади в Праге в исторические моменты жизни чешского народа проходили раньше и проходят и теперь мощные народные демонстрации: так было в октябре 1918 г., в момент провозглашения Чехословацкой республики, в мае 1945 г., когда праздновалась победа Красной Армии и западных союзников, в августе 1968 г. в знак протеста против советской оккупации. В ноябре 1989 г. стотысячные массы народа скандировали здесь: «Довольно было власти одной партии!» и пели государственный гимн и святовацлавский хорал. Наряду со святовацлавскими королевскими регалиями этот хорал конца 12 в. представляет собой самое ценное наследие святовацлавской традиции. Этот хорал стал вторым нашим гимном, стал молитвой: «Святой Вацлав, воевода земли чешской, не дай погибнуть нам, ни потомкам нашим!» Нацисты запрещали этот хорал, коммунисты видели в нем политическую провокацию. Несмотря на то, что теперь мы свободны, слова этого хорала не перестают быть актуальными, напоминая, что наследие Вацлава не должно превращаться лишь в символ, лишенный духовной полноты».

Святого Вацлава знают и почитают не только в Чехии, но и в России – под именем святого Вячеслава. О связях между православием и личностью Вацлава рассказывает Ярослав Шуварский.

«Бабушку святого Вячеслава, чешскую княжну Людмилу, крестил святой Мефодий. Христианство на территории Чехии возникло благодаря Кириллу и Мефодию. Людмила учила Вячеслава славянскому языку. Наша православная церковь святого Вячеслава очень почитает».

О Святом Вацлаве сложено немало легенд. Вот лишь две из них. Произошла эта история в 1126 году. Когда шел чешский князь Собеслав I на битву против Отика Черного и германского императора Лотаря, повелел он достать копье святого Вацлава из храма Св.Витта и взять его на поле битвы. Собеслав I рассказал своему священнику о том, что видел во сне. Святой Войтех указал ему, где хранится знамя рода Славников, которое принесет чехам победу. Священник поехал по поручению князя с несколькими воинами во владения рода Славника. В старинной башне за алтарем церкви нашел тайник, а в нем - древнее знамя: шелковое полотнище, раздвоенное на конце, с вышитой на нем звездой. Знамя привезли на поле боя, надели на копье. И ликовало тогда войско, предвидя в этом доброе знамение. Когда чехи шли в бой, в облаках над ними стоял святой Вацлав на белом коне и со знаменем. Храбро бились чехи, не устояли немцы под их натиском. Видя поражение своего войска, Лотарь хотел бежать, но окружили его чехи и с остатками войска взяли в плен. Случилось это в Хлумецкой долине 16 февраля 1126 года от рождества Христова.

И еще один раз пришла чехам помощь свыше. Случилось это 12 июля 1260 года, когда Пршемысл II воевал с венграми - королем Белой IV и Штеваном Младшим. Долго стояли они друг против друга на поле Моравском по берегам Моравы-реки. На правом берегу - чехи, на левом - венгры и их союзники: поляки, русские, хорваты, сербы – всех не перечесть. Чехов - сто тысяч, а врагов их - более ста сорока тысяч. Противники договорились о дне битвы, но венгры, обманув чехов, напали на них внезапно. Дрогнули было чехи. Но как только над толпой воинов подняли знамя святого Вацлава, страх покинул чешское войско. Храбро пошли они в атаку, и в жаркий полдень запасные полки увидели чудо: над морем знамен чешского войска появился огромный белый орел с золотой головой. Он парил над знаменем святого Вацлава, а потом тучей накрыл вражеское войско, затмив солнце. В панике бежали венгры, бросались в Мораву, тонули в волнах.

А один храбрый чех Ян, сын Свойслава, не смог пойти на битву и сильно горевал. Но приснился ему сон, что над чешским войском, над знаменем в небесах на коне шествовал Святой Вацлав со знаменем. Св. Вацлав призвал других святых помочь чехам в битве, обратил свое знамя против венгров, и те побежали. Проснувшись, Ян рассказал окружающим, что даровал Господь победу чешскому королю. И когда пришла весть с поля битвы, и воины возвратились домой, подтвердилось, что сон приснился в тот день, когда чешские воины одержали победу. Знамя святого Вацлава исчезло во времена смут и бедствий, но говорят, что не пропало оно, а лишь укрыто в тайнике старинного костела и ждет своего часа. В июне треснул язык самого могучего чешского колокола, называемого Зикмундом. Колокольных дел мастер Петр Маноушек говорит о «врожденном пороке» чугунного сердца Зигмунда. Кузнец, отливавший колокол еще в эпоху Возрождения, допустил ряд ошибок из-за несовершенства тогдашней технологии. Мастеру Маноушку удалось отлить новый язык, и накануне праздника святого Вацлава колокол был водружен на башню кафедрального собора святого Вита на Пражском граде. Колокол Зигмунд, чей голос звучит уже в течение столетия, возвестил о начале богослужения в честь Святого Вацлава. Богослужения проходят не только в центральном храме Чехии, где погребен Святой Вацлав, но и во многих других костелах по всей стране.

   
Elim-aj, все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS